menu

На Чеховском фестивале состоялась премьера спектакля "Му-му"

Мировая премьера на Чеховском театральном фестивале. Спектакль «Му-му» армянского режиссера Нарине Григорян (совместный проект театра и фестиваля) – необычный взгляд на хорошо знакомую тургеневскую историю через мир немого Герасима.

Театр на Таганке предложил для совместного проекта русскую классику, Нарине Григорян выбрала рассказ Тургенева «Муму», задавшись вопросом: "Каково это – быть Герасимом?"

"Тут коллаж моего восприятия русской культуры, потому что я ее очень люблю, я на ней росла. Мы читали сказки, где лубок, теремок, три девицы под окном – эти богородский игрушки – все-все есть. Во мне есть что-то параджановское, это, наверное, чисто армянское. И собирать коллаж всего – как я это все воспринимаю, поэтому я и так воспринимаю этот спектакль. И в нем вся моя любовь к русской культуре, все мои ассоциации", – поделилась режиссер Нарине Григорян.

Нежность, жестокость, эротика, поэзия и проза жизни – мир героев Тургенева по мере работы раскрывался с разных сторон. Актер на роль глухонемого дворника под два метра ростом, богатырского телосложения, на Таганке нашелся сразу – Константин Любимов. Безответно влюбленный в прачку Татьяну, он нашел утешение и радость в привязанности к собаке – единственному живому существу, любящему его и готовому быть рядом. Лишить человека источника чистой радости – тема совсем не детская.

Странные, космические звуки – примерно так звучит мир для глухонемого человека. Скрипы, шорохи, колебания воздуха, гулы – все это часть экспериментов по озвучанию восприятия Герасима.

"Мне нравится, что здесь есть челлендж. Мне нравится, что здесь есть какая-то авантюра, придумака, которая по началу кажется сумасшедшей, авантюрной, и по моему убеждению, любая творческая работа должна содержать этот элемент авантюризма, риска: сделать то, что на первый взгляд кажется невозможным, невероятным", – рассказал композитор Артем Ким.

"С самого начала они придумали строить музыкальный ряд спектакля на двух разных инструментах: Герасим – контрабас, флейта – Муму", – объясняет Артем Ким.

Роль капризной одинокой барыни у Ирины Апексимовой. Она, обитательница высшего этажа сценической конструкции, сверху вниз смотрит на жизнь своей челяди.

"Эта система разных этажей, мы ее называем муравейником. И там – вишенкой – сидит барыня. И когда она чего-то хочет, например, чаю, вся эта машина начинает действовать, все эти ступени и площадки создают форму муравейника", – объясняет художник Виктория Риедо-Оганесян.

Ключом к решению – сценическому и режиссерскому – стала богородская игрушка. Они совершенно гениальные вещи! Мы уже изучили все: как делают, режут, вырезают. Это стало мотивом для цвета, для костюмов, для движений.

"Муму" Нарине Григорян – погружение в мир чувственного восприятия глухонемого богатыря, крепостного снаружи, но сильного духом и свободного внутри – трогательная история, о силе духа русского человека посреди общества, больше похожего на бездушный механизм. В финале спектакля не обошлось без слез.

ИСТОЧНИК

27 мая