menu

На Урале создают уникальные каменные панно, используя 200 цветов башкирской яшмы

Развивая традиции старых итальянских мастеров, художники-камнерезы Башкирии смогли выработать в XXI веке новый творческий стиль с местным колоритом

На наших глазах рождается новый бренд Башкирии — башкирская мозаика, которую уже признали знаковым художественным явлением и отечественные, и зарубежные специалисты. Это направление в камнерезном искусстве за последние 50 лет создали художники-камнерезы Башкирии. А мастера, объединившись в 2000 году в «Артель» (такое название носит созданное в Уфе учебно-производственное предприятие народно-художественных промыслов), с успехом развивают данное направление.

Вот что говорит об этом директор УПП НХП «Артель» Наиль Бадретдинов:

— Четверть века мы в «Артели» работаем с уральским камнем. Видим своей миссией сохранение и передачу другим поколениям секретов камнерезного мастерства и работы в мозаичной технике. Освоили сложную флорентийскую мозаику и даже создали на ее основе уникальный стиль исполнения. Мы работаем для того, чтобы проявить красоту местного камня и мастерство художников. И так, возможно, дать людям больше любви к Башкирии, где есть такие подарки природы и такие люди.

С яшмовой спецификой

Предприятие специализируется на изготовлении мозаичных панно и объемных фигурок из природного камня. Изначально его мастера познавали азы самой сложной и трудоемкой камнерезной техники — флорентийской мозаики. Такая техника была разработана еще в период Возрождения во Флоренции и предполагает составление с помощью кропотливого ювелирного труда живописных полотен и миниатюр из мельчайших каменных фрагментов. Художественный эффект основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали. Сами пластинки идеально подгоняют друг к другу.

Любопытно, что сам термин «флорентийская мозаика» используется только в России, заграничные же специалисты применяют выражение pietra dura (в переводе с итальянского — твердый камень). Но с настоящими твердыми камнями итальянские мастера дел не имели. Такие встречаются на Урале: яшма, халцедон, родонит, кварцит, долерит, агат, авантюрин и другие самоцветы. Именно из твердых уральских камней собирают мозаичные панно мастера «Артели». В этом особенность и преимущество башкирской мозаики, поскольку твердые породы устойчивее к истиранию и механическому воздействию, не выцветают под солнечным светом. Кроме того, цветовая палитра уральских камней отличается большим разнообразием, поэтому возможности мастера необозримо шире.

— Основным материалом при изготовлении наших панно и объемных фигурок из природного камня является башкирская яшма, уникальность которой — в богатом разнообразии фактуры и цветовой палитры. Спектр яшмы, добываемой в Башкирии, — просто удивительный. В нашей коллекции уже более 200 разных цветных образцов этого камня. При этом мы сталкиваемся с тем, что в нашем регионе не осознают, на каком богатстве живем, — рассказывает главный художник УПП НХП «Артель» Павел Мурашкин. — Иной раз о красоте башкирских камней знают больше в других регионах, чем в самой Башкирии. Мы должны это изменить. Наша задача — сформировать в республике школу художественной обработки яшмы под брендом «башкирская мозаика».

Итальянские мастера, создающие произведения в стиле pietra dura, уверяют, что до сих пор работают только вручную, используя натянутую на лук стальную струну. Но башкирская яшма — очень твердый материал, по твердости сопоставимый с нержавейкой. Если пилить таким способом пластины из яшмы, каждое панно мастера будут изготавливать долгие годы.

Панно «Привал», диаметр 510 мм

— Поэтому мы используем современные электрические инструменты с алмазными пилами. Инженеры нашего механического цеха разработали и изготовили под обработку яшмы специальные станки. Это не то оборудование, которое применяется во всем мире для обработки мрамора и гранита, там совсем другая отрасль с большими объемами и деньгами. А яшма — очень неудобный материал, трещиноватый, с переменчивой твердостью на разных участках, — обращает внимание главный художник. — Зато использование специального электроинструмента позволяет нам добиться очень высокой степени детализации работ. Это еще одно важное отличие башкирской мозаики.

В своих мозаиках мастера не раз прославляли природу и эпическое наследие родной Башкирии. В списке реализованных проектов «Артели» также имеются портреты, иконы, натюрморты, исторические сюжеты, сцены охоты, баталии, марины, геральдика и многое другое.

Признанное мастерство

На предприятии трудится более 40 человек, из них 27 — художники-камнерезы, девять мастеров награждены орденами Мемориального фонда Карла Фаберже. Мастера, создающие работы мирового уровня — Дмитрий и Дина Колесниковы, Алексей Шнейдер, Наталья Дьяконова, Лев Петров, Елена Литвинович, Алия Валиева, Ляйсан Ташбулатова, Алексей Ерещенко, Арсен Аскаров, Юлия Сайфуллина и другие.

Панно «Яшмовый пояс Башкортостана», башкирская яшма, виолан, кремень, кварцит, чароит, 100х600 см

Главный художник предприятия Павел Мурашкин и художник-камнерез Лев Петров удостоены звания «Заслуженный мастер НХП Республики Башкортостан».

В 2002 году Российским экспертным советом были утверждены первые изделия признанного художественного достоинства. Достижения «Артели» отмечены многими престижными профессиональными наградами. Башкирские мастера неоднократно брали Гран-при и побеждали в конкурсе ювелирного искусства Гохрана России «Россия. ХХI век», в конкурсах «Молодые дарования», «Золотые руки России», «Камень Урала».

Как заболеть ремеслом

Как и в любом ремесле, у художников-камнерезов большое значение имеет преемственность поколений. Предприятие в Уфе специально было образовано в форме артели — сообщества мастеров, в котором традиции, наработанный опыт и знания передаются от учителя к ученику.

На территории Башкирии художников-камнерезов готовят в Сибайском политехническом колледже. «Артель» тоже ведет подготовку специалистов — внутри предприятия, сотрудничает с колледжем, проводит практику, трудо­устраивает студентов.

Связь с народной традицией: Мастера УПП НХП «Артель» развивают камнерезное искусство Урала, зародившееся в XVIII веке, совершенствуют технику работы с уральскими самоцветами, в особенности — с башкирской яшмой 

— За 25 лет на нашем предприятии сложился определенный регламент обучения ремеслу, — делится Павел Мурашкин. — Мы ставим ученика поэтапно на определенные операции. Сначала он осваивает базовые принципы, берет камень в руки, учится его шлифовать. На этом этапе люди частенько отсеиваются, потому что тяжелая работа. Примерно за год человек проходит все основные этапы, и уже сами мастера видят, будет в нем толк или нет. Встречаются таланты, которые проявляют вкус, понимание камня уже на первых месяцах обучения. И уж если они заболевают нашим ремеслом, то эта любовь на всю жизнь. От ученика до мастера сложный путь, обычно лет через пять человек начинает чувствовать камень, показывает какие-то результаты.

Панно «Фламандские пословицы», 630х860 мм

Коллектив «Артели» прирастает преимущественно теми мастерами, которые выросли здесь же, придя на предприятие много лет назад учениками. Более того, некоторые мастерские из Башкирии и других российских регионов обращаются в «Артель» с просьбой подготовить для них мастера-мозаичиста. В этом случае приезжий ученик проходит на предприятии все стадии подготовки, создает интересные работы и потом возвращается в свой город.

«Артель» тоже развивает производство. В 2010 году предприятие открыло обособленное подразделение в Сибае. «Этот филиал мы продумывали и строили как некий идеал камнерезного производства, где цеха и рабочие места тщательно спроектированы под удобство мастеров — с вентиляцией, вытяжкой, хорошим освещением, кафетерием. Сделали некую картинку, какой должна быть мастерская», — поясняет главный художник.

Место в музее

«Артель» реализует готовые работы (большие мозаичные панно и микроминиатюры), но примерно половина произведений выполняется по индивидуальным заказам — для оформления интерьеров. Среди покупателей есть как частные коллекционеры, так и государственные учреждения.

Ждать заказ приходится очень долго. Например, срок изготовления одним мастером панно размером 60 на 80 сантиметров при средней детализации составляет до двух лет. А одна из самых известных работ «Артели» — панно «Яшмовый пояс Башкортостана» площадью шесть квадратных метров группа мастеров выкладывала почти десять лет.

Панно «Прелесть музыки», яшма, лазурит, халцедон, кремень, 755х585 мм

Выше отмечено, что в качестве сырья для своих работ мастера «Артели» используют преимущественно самоцветы из Башкирии. Но в отдельных изображаемых деталях произведений порой требуются цвета, которые для уральских камней не характерны. Поэтому часть сырья закупается в других российских регионах и за рубежом.

Власти Башкирии поддержали развитие промысла. Решением главы республики Радия Хабирова дан старт проекту «Дом башкирской яшмы». Уже разработана научная концепция этого музейно-выставочного центра. В залах музея, декорированных башкирской яшмой, будут представлены мозаичные панно с изображениями сцен из памятника башкирской словесности — эпоса «Урал-батыр», а также природы и достопримечательностей Башкирии, выполненные лучшими мастерами-камнерезами республики.

— Наша главная цель — сохранить промысел и технику башкирской мозаики. Развивать и продвигать этот бренд на российском и международном уровне, — резюмирует Павел Мурашкин.     

      

Международный круглый стол по художественной обработке башкирской яшмы с участием коллектива УПП НХП «Артель», экспертов из Италии и Гохрана России, г. Уфа, 2024 г.

УПП НХП «Артель» – член Ассоциации «Народные художественные промыслы России»

 

Источник

19 сентября