menu

Дулёвский фарфор против ядерной войны

Ценители фарфора теперь будут узнавать продукцию Дулёвского завода по новой заводской марке – соколу. У марки есть своя история.

Несколько лет назад из Советского Союза в Швейцарию была отправлена посылка: первый советский взнос в Международную академию керамики. Фарфоровый белый сокол работы художника Алексея Сотникова, сделанный в Дулёве, вызвал интерес. Его узнали: «Гран при» на Всемирной выставке в Брюсселе! Им восхищались – предельный лаконизм, благородство пропорций, белизна фарфора. Его хотели купить – почему бы академии керамики не подождать, если он понравился «людям с деньгами»? Разумеется, сокол остался в академии как образец продукции, «сделанной в СССР», и как пример реалистического, жизнеутверждающего советского искусства.

Автора этой скульптуры, художника Сотникова, на заводе, с которым он связан без малого тридцать лет, шутливо называют «наш Шолохов». Он живет на Кубани, в станице Михайловской. Там он и работает.

Фотооткрытка из комплекта «Алексей Сотников» / Курганинский исторический музей / КИМ 7951/2. Госкаталог: 15389462. Источник: goskatalog.ru

Фотооткрытка из комплекта «Алексей Сотников» / Курганинский исторический музей / КИМ 7951/2. Госкаталог: 15389462. Источник: goskatalog.ru

Осенью, ненадолго приезжая в Москву, Сотников приносит в художественную лабораторию завода «новенькое», а друзья, в свою очередь, встречают его новостями: все художники лаборатории – искатели.

Пётр Леонов. Чайник «Золотой олень». 1960-е. Дулёво. Высота 23 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-298. Госкаталог: 3672090. Источник: goskatalog.ru

Пётр Леонов. Чайник «Золотой олень». 1960-е. Дулёво. Высота 23 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-298. Госкаталог: 3672090. Источник: goskatalog.ru

Они любят цвет, потому так радостен колорит оранжевых декоративных чайников с дулёвским «золотым оленем» художника П. В. Леонова, а на сервизах сочны яблоки художника Н. Г. Кукушкина и в то же время так прозрачен, по-осеннему свеж и чист рисунок золотой осени, выполненный талантливым молодым автором Владимиром Яснецовым. В Дулёве работают по меньшей мере пятьдесят талантливых и разных живописцев и скульпторов, создающих много красивых и полезных вещей.

Здесь не ставят своей целью делать уникальные, выставочные вещи. Оно и понятно: ведь завод – самое большое фарфоровое предприятие в стране и в Европе. Свыше пяти тысяч рабочих, программа в 44 миллиона 200 тысяч единиц продукции в год – столько даёт такая богатая фарфором страна, как Чехословакия. Главная задача предприятия – хозяйственный фарфор, посуда. В этом году будут выпускаться удобные и простые чайные сервизы: «Куропатка», «Дачный», «Соломка»...

Автор «Соломки» – молодой скульптор Анатолий Строчилин.

– «Соломку» я в лесу подглядел,– рассказывает он,– Попалась такая травка, немного похожая на хвощ, до сих пор не знаю, как она называется. Стебелёк гранёный. Вот и захотелось мне повторить это в фарфоре. А уж потом я нашёл форму чашек, чайника, сливочника...

Оказывается, не перевелись и сегодня бажовские мастера. Только у современного Данилушки биография иная, чем у героя уральского сказа. Толя Строчилин с четырнадцати лет на заводе, окончил заводское ремесленное училище, работал в живописном цехе, отсюда послали его в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Свой диплом делал в Дулёве. Окончив училище, он вернулся на родной завод художником, скульптором. Под его резцом на вращающемся круге рождается форма, которая будет потом тысячи раз повторена в цехе.

Однако и повторить иной раз не так-то легко. Ещё совсем недавно в цехе формовки не было ничего, кроме ручных машин. В Дулёве началось инженерное творчество. Стали осваивать станки-полуавтоматы для производства тарелок. Сегодня здесь пятьдесят таких станков.

Дулёвский завод часто называют ветераном — ему больше 130 лет, но творчество людей позволяет ему молодеть.

Идут и идут в огромные туннельные печи вагонетки с фарфором. Во время второго обжига они проходят за 30 часов всю стометровую длину печи, и изделия, ещё тёплые, сверкающие, отправляются в живописный цех. В Москву и Сибирь, в Турцию и Скандинавию, во многие страны уходят из Дулёва вагоны с надписью «Осторожно, фарфор!».

Нина Малышева. Скульптура «Мечтатель». 1963. Дулёво. Высота 16,6 см. Источник: plushkin.su

Нина Малышева. Скульптура «Мечтатель». 1963. Дулёво. Высота 16,6 см. Источник: plushkin.su

Друзья находят, что Серёжа Ерохин сам похож на мальчика-мечтателя, которого он расписывает. Однако, несмотря на молодость, рука у Серёжи твёрдая, глаз зоркий – он потомственный фарфорист, работает в бригаде коммунистического труда.

Дулёвский фарфор против ядерной войны

Дулёвские живописцы – люди «ручного труда». На этом участке механизация невозможна.

Дулёвский фарфор против ядерной войны

Это продукция 1963 года: в нынешнем году Дулёвский завод обновит четвертую часть своих изделий.

N.B. В статье без комментария или какого-либо упоминания, и даже без подписи представлена фотография новой скульптуры 1963 года Нины Малышевой «Кубинка» («Куба»). А это важно!

Скульптура появилась на свет когда Мир оказался на грани ядерной войны. Это Карибский (Кубинский) осенний кризис 1962 года – резкое обострение международной обстановки, вызванное угрозой реальной войны между СССР и США из-за размещения советского ракетного оружия на Кубе.

В связи с непрекращающимся военным, дипломатическим и экономическим давлением США на Кубу советское политическое руководство по её просьбе в июне 1962 года приняло решение о развёртывании на острове советских войск, в том числе ракетных.

27 октября 1962 наступила «чёрная суббота» Кубинского кризиса. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. В этот день на Кубе был сбит американский самолёт-разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолёта майор Андерсон погиб.

Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Многие американцы покидали крупные города, опасаясь скорого советского удара... Подробнее: в материале РИА Новости

В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США в том, что Кубинский кризис ликвидирован.

Думается, не случайно в апрельской статье «Огонька» 1963 года над скульптурой кубинки с автоматом было размещено изображение фарфорового голубя мира...

ИСТОЧНИК

18 марта