menu

Петровская игрушка

ПЕТРОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Этнос: Русские

Язык: Русский, наречие – среднерусское 

Игрушечный промысел существовал вместе с гончарным с незапамятных времен в д. Петровское бывшей Андреевской волости Буйского уезда Костромской губернии. На рубеже XIX-XX веков этим ремеслом занималось все мужское население деревни (около 100 человек). В километре от д. Петровское в далекое время был кирпичный завод. Клейменные кирпичи этого завода можно найти в старых постройках, что свидетельствует о развитом керамическом производстве.. Изделия из керамики развозили на ярмарки ближайших сел и деревень – Сандогора, Молвитино, Каплино, Куребрино, Борок и г. Буй.

Ремесло передавалось из рук в руки, от отца к сыну. Уже к 9 годам мальчики делали свои первые горшки и игрушки, которые продавались на ярмарках. Посуду в этих местах лепили на ручных кругах способом налепа. Обжиг посуды и игрушек проводился в глинобитных русских печах, топившихся по-черному. Перед закладкой в печь сухие изделия намазывали дегтем или льняным маслом и посыпали свинцовым суриком. В результате этого они получались гладкими, блестящими и с характерным коричневато-оливковым цветом. Зеленоватый оттенок возникал в процессе восстановительного обжига глины, когда ржавчина превращалась в железную окалину в сочетании со свинцовой глазурью. Этот цвет – одна из характерных особенностей Петровской керамики.

Посудный ряд был разнообразен: большие котлы, корчаги, опарницы, кринки, кашники, горшки, мясницы, миски, дружки (двойные горшки), дуршлаги, кружки и др. Гончарная посуда изготавливалась до середины 60-х годов XX века – до того времени, пока крестьянам в колхозах не стали выдавать зарплату деньгами. В 70-е годы мастера Александр Васильевич Зайчиков и Павел Алексеевич Иванов создали коллекцию традиционной посуды для музеев. П.А. Иванов был не только искусным гончаром, но и талантливым мастером глиняной игрушки. Именно благодаря ему Петровская глиняная игрушка получила широкую известность и признание. После ухода из жизни мастера в 1984 году в д. Петровское глиняную игрушку больше не лепили. С середины 80-х годов в игрушечный промысел пришло новое поколение мастеров, для которых созданная П.А. Ивановым коллекция послужила эталоном Петровской игрушки. Сын Павла Алексеевича Вячеслав Павлович Иванов передал опыт современным мастерам: М.А. Шмарову, С.А. Пимановой, А.Н. Чечулину, Г.С. Тихомировой.

Наиболее ярко проявил свой талант Михаил Александрович Шмаров, ставший в 1994 году народным мастером России, и по сути дела возродивший утраченный народный промысел Петровской глиняной игрушки.

Набор образов Петровской глиняной игрушки самобытен. Это фигурки людей: Берегиня, Кормилица с детьми, Скоморохи, Мужики с балалайками и гармошками, Ряженые, а также изображения животных и птиц: птицы в кокошниках, утки, кони, олени, коровы, козлы, бараны, поросята, лоси, глухари, петухи и др. Главный образ Петровской игрушки – Макошь: женщина с поднятыми вверх руками. Игрушки имеют три точки опоры, снизу они все одинаковые - лишь голова определяет образ. Третья точка опоры является свистком. В былые времена игрушку использовали в качестве музыкального инструмента. Звуки игрушки – свистульки сопровождали земледельческие обряды: встреча весны и солнца, праздники урожая, проводы зимы и др. Ямчато-гребенчатый архаичный орнамент игрушек напоминает элементы деревянного зодчества, вышивки. Он наносится по сырой игрушке деревянной лопаткой и веретеном. Так украшались крупные обрядовые игрушки, а маленькие, детские забавы (5-6 см) были незатейливы, почти без украс. К базарному дню делали полную корчагу (15 л) таких игрушек. Игрушка – товарняк часто была бесплатным приложением к горшку. Для нанесения более сложных узоров гончары использовали штампы из глины или дерева. Ими декорировалась праздничная посуда, например – для заливного.

Орнаменты игрушек имеют древнеязыческую символику: солнце, мировое, родовое дерево, дождь, лестница в небо, встающие хлеба, вспаханное и засеянное поле, цветок плодородия.

В настоящее время традиция Петровского промысла продолжается в мастерской под руководством Михаила Александровича Шмарова 1955 года рождения. Мастер передает свой опыт молодому поколению, сохраняя традиции Петровских промыслов. При этом используются современные технологии и материалы: обжиг в муфельной печи, полив современными, более экологичными глазурями.

Как и раньше, производство начинается с распускания и перемешивания глины. Из готовой массы лепят игрушки, сразу украшая их традиционным орнаментом. Далее игрушку «озвучивают» - прокалывают, настраивают, превращая в  музыкальный инструмент. Игрушка сушится в естественной среде 2 - 4 дня, затем помещается в муфельную печь, где проходит первый утильный обжиг при температуре 9500. После этого изделие окунается в глазурь и обжигается повторно при той же температуре. Готовое изделие вынимают после остывания.

Гончарство в д. Петровское носило кустарный, семейный характер. Мастера занимались промыслом в основном в зимний период, когда не были загружены полевыми работами. По сей день Петровская игрушка остается ярким самобытным этнографическим явлением в России. Она является одним из символов Костромской области, подчеркивая ее уникальность и неповторимость.

 

Буяковский сельский совет

Это округа бывшего Шачебольского стана, земли по речке Шачеболке. Позже стан входил в Буегородскую осаду. Религиозно-административным центром было село Буяково, которое с деревнями Ток, Дергаево, Борисовское, Лушиха, Заварино, Дъяконово, Петрово, было вотчиной Троице-Сергиева монастыря. Ему эти деревни были даны в середине XVII века боярином Фофановым, потомок которого Н.Ф.Фофанов был книгопечатником в XVII веке и возглавил в начале царствования Михаила Федоровича исправление и издание церковных книг для богослужения.

В Буякове церковь Введения Пресвятой Богородицы.

Деревня Сергеево в 1621 г. принадлежала С.Т.Фофанову; половину деревни он завещал Троице-Сергиеву монастырю «на помин души».

Деревня Ураково. По преданию, здесь стояла деревянная церковь, построенная местным помещиком адмиралом Баскаковым. Во время его плавания на корабле в Белом море разразилась буря, и адмирал дал обет, что если останется жив, то построит церковь в своем поместье в честь угодников Зосимы и Савватия, основателей Соловецкого монастыря на Белом море. Корабль благополучно вернулся в гавань, и Баскаков исполнил свое обещание, установив в построенной церкви икону Зосимы и Савватия, привезенную из Соловецкого монастыря.

После смерти Баскакова деревянная церковь обветшала и ее разобрали, а знаменитую икону перенесли в Богоявленскую церковь села Головинского.

Село Рябцево иногда называлось по имени стоявшей здесь церкви Покровским. Село тоже было отдано Фофановым Троице-Сергиеву монастырю.

В 1799 г. на месте деревянной церкви в селе была построена каменная Покровская церковь. Рядом с ней на кладбище стоял крест, высеченый из белого дикого камня, датируемый XVII веком.

После 1744 г. Рябцево принадлежало И. М. Полозову и от него по наследству перешло к Чихачеву, из рода которых был известный полярный исследователь И. Л.Чихачев, участник экспедиции Беринга, служивший на судне «Святой Павел», которым командовал А.И.Чириков.

Во время плавания от берегов Аляски к Камчатке И.Л.Чихачев в 1741 г. умер от цынги. Многие Чихачевы похоронены на кладбище Покровской церкви в селе Рябцове. Родовой усадьбой Чихачевых было сельцо Тетерино, которое перешло к Корсакову, женившемуся на дочери Чихачева.

Деревня Шеино. Еще в XIV веке здесь было сельцо (усадьба), принадлежавшая боярину Д.К.Шее, отсюда и название сельца и деревни. Д.К.Шея — потомок мурзы Чета, выехавшего в 1330 г. из Золотой Орды на службу к московскому великому князю Ивану Даниловичу.

Чет крестился на Руси под именем Захария, основал в Костроме Ипатьевский монастырь, и от этого Чета пошли фамилии: Шеины, Годуновы, Вельяминовы, Сабуровы.

Все они в древности имели земли под Костромой и Галичем и считались покрови

ДЕРЕВНЯ ПЕТРОВСКОЕ В РАЗНЫЕ ГОДЫ НАЗЫВАЛАСЬ «ПЕТРОВО», «ПЕТРОВСКАЯ», «ПЕТРОВСКОЕ» 

ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Этнос:

Русские

Язык:

Русский, наречие – среднерусское

Автор описания:

Багаев Евгений Сергеевич, кандидат сельскохозяйственных наук, учредитель КООО «Творческое объединение мастеров», e-mail: bagaev-lesnik@mail.ru

Экспедиция:

Экспедиция: Год, собиратели: Место фиксации: Место хранения:

Библиография:

Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М.:Детская литература, 1977. С. 29, 36, 84-89,
Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.: Советская Россия, 1987. С. 117,
Тихомирова Г.С. Мастер «Петровской игрушки». Сусанино, 2014. 54  с.
Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.  16, 26, 111, 62-63
Михайленко  Л.А. Художественные промыслы Костромской области. Кострома: Костромская слобода, 2011. С. 30, 54-55, 64-66, 
Брыжик Т.А. Рассказы о глиняной игрушке. Старый Оскол: Кириллица, 2007. С. 278-283,
Кулешов А.Г. Русская глиняная игрушка как вид народного творчества. М.: Наука, 2012. С. 128-184,
Криушина В.А. Глиняная игрушка России Киров, 2009: Вятский госуд. гуманитар. университет, 2009. С. 9, 15,20,
Блинов Г.М. Русская народная игрушка. М.: Радуга, 1983, С. 63-65, 

Дата публикации:

09.04.2017