menu

ООО «Кластер народных художественных промыслов и ремесел»

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КЛАСТЕР НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ" является продолжателем традиций известного народного художественного промысла по художественной обработке изделий из дерева. Центр промысла находится в городе Хотьково Сергиево-Посадского городского округа Московской области. Резчики имеют многолетний опыт работы. Многие из них закончили Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М.Васнецова. Учебное заведение в городе Хотьково готовит художников-мастеров широкого профиля, в том числе и резчиков по дереву. История появления учебного заведения, как и история Хотьковской фабрики резных художественных изделий уходит корнями в историю столярно-резчицкой мастерской, которую организовала Е.Г.Мамонтова в 1885 году в Абрамцево.

Краткая история возникновения народного художественного промысла, в традициях которого изготовлены изделия.

Более 135 лет насчитывает «Абрамцево-кудринская резьба» — народный промысел художественной резьбы по дереву. Его история тесно связана с уникальным центром отечественной культуры конца XIX – начала ХХ веков – усадьбой Абрамцево, принадлежавшей тонким ценителям искусства, меценатам С.И. и Е.Г. Мамонтовым. В 1870–1880-е годы здесь был создан художественный кружок, в число которого входили такие выдающиеся художники, как И.Е.Репин, В.А.Серов, М.А.Врубель, В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, Е.Д.Поленова. Образцы произведений крестьянского искусства, собранные участниками кружка, стали основой для создания в Абрамцево домашнего музея народного искусства и нескольких учебно-производственных художественных мастерских. Основной целью мастерских являлось сохранение и развитие традиций местных промыслов, национального ремесла в русле стилевой направленности художественного процесса тех лет.

Ведущее место принадлежало открытой в 1885г. художественно-столярной мастерской, основанной Е.Г.Мамонтовой, женой Саввы Ивановича Мамонтова. Первым художественным руководителем мастерской была известная художница Е.Д.Поленова (1850–1898), по эскизам и рисункам которой создано более 100 разнообразных шкафов, полок, столов, скамеек, рам, настольных принадлежностей, украшенных узорами в техниках трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбы, раскраски и тонировки. Новизна художественного языка абрамцевских вещей, их соответствие современным эстетическим воззрениям и вкусам общества обеспечивали покупательский спрос, признание на всероссийских выставках в Нижнем Новгороде, Петербурге, международных выставках, в том числе в Париже в 1900г. (золотая медаль).

Одним из талантливых воспитанников мамонтовских мастерских стал Василий Петрович Ворносков (1876-1940) из деревни Кудрино. В мастерских он провел всего три года.

Вернувшись домой после обучения и начав собственный путь в профессии резчика, он постепенно выработал свой собственный, неповторимый стиль орнаментальной резьбы. К классическим народным геометрическим узорам Василий добавил округлые формы. Главным сюжетом его уникальных изделий стала сама природа – «кудрявые», вьющиеся ветки деревьев, а позже – птицы и звери.

Уйдя в 1890 году из Абрамцева и наладив деловые контакты с Сергиево-Посадской столярной мастерской Московского губернского земства, юный Василий Ворносков создал небольшое производство в собственном доме в деревне Кудрино. В тридцать лет (1906) мастер создал в Кудрине учебную мастерскую, которую закончило 30 мастеров. Те, в свою очередь, организовали собственные артели в своих деревнях. Эта была главная, вторая волна подготовки мастеров и окончательного утверждения промысла абрамцево-кудринской резьбы как самобытного явления народного искусства Подмосковья. 1900-е годы — время формирования В.П.Ворносковым собственного характера резьбы. Введенный им в производство новый вариант рельефной резьбы с заоваленным контуром и углубленным, нередко фактурно разделанным «канфаренным» (набойка гвоздиком) фоном, органично вырос из многовековых традиций русской резьбы. Её обогатили простые и остроумные способы отделки — протравы морилками разных оттенков, от темно-коричневого до золотистого, и последующей полировки.

Именно эти техника резьбы и мотивы узора стали прототипами в сложении особого «абрамцево-кудринского» направления в резьбе.

В разные годы изделия Василия Петровича Ворноскова удостаивались высоких наград на Международных выставках в Льеже, Чикаго, Париже, Гааге. Изделия мастера пользовались такой популярностью, что впервые в истории кустарных промыслов по инициативе Саввы Морозова в Кустарном музее была организована персональная выставка автора.

В советский период промысел развивался.  Была основана артель «Народное искусство», которая после преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий, где наряду с изделиями из дерева выполнялись изделия из кости.

В 1998 году фабрика закрылась, но мастера продолжали работать надомно. В 2023 году ООО «Кластер НХП и ремесел» вернул промыслу утраченный статус. Мастера фабрики работают во вновь созданной организации.