menu

115-й сезон знаменитой фабрики. Валенки ярославского предприятия популярны в Западной Европе

«Валенки, да валенки, ой да не подшиты стаpеньки…» – кто из людей старшего поколения не подпевал в молодости знаменитой Лидии Руслановой, когда слышал завораживающий голос народной певицы по радио или на патефонной пластинке! Жалобная строка из песни «не в чем к миленькой сходить» была не случайной – в отдаленных губерниях валенки считались дорогостоящей вещью, их берегли, много раз подшивали и носили целыми поколениями.

Ярославцам же несказанно повезло – край с середины XVIII века благодаря романовским овцам был центром российского валяльного промысла. Выходец из костромских крестьян Иван Кашин основал в Тверицах сапоговаляльное производство, а после революции на его базе открыли фабрику «Упорный труд». Название это тоже не случайное, потому что каждая пара обуви из шерсти рождалась в результате напряженного ручного труда мастеров-ремесленников.

– В советское время фабричную продукцию невозможно было купить, практически все изделия шли на нужды армии и органов внутренних дел, – сообщил нынешний директор предприятия Александр Шмыков. – В цехах действовала жесткая система приемки продукции по качеству, и воен­преды проверяли каждую партию валенок, чтобы ни один боец не повредил свои ноги из-за плохой обуви.

Александр Иванович пришел на предприятие в 1997 году, когда оно уже было признано банкротом. Новые хозяева приложили немало сил для выхода из кризиса. Прежних поставок в армию давно нет, от использования «допотопных» валенок в войсках отказались, сделав упор на сноу-бутс – современные аналоги с неплохими теплоизоляционными и водоотталкивающими свойствами. 

– Не знаю, какими соображениями руководствовались воинские начальники, – вздыхает руководитель предприятия. – Хорошо еще, что нефтяники и газовики по-прежнему отдают предпочтение нашей обуви, в суровых условиях Сибири и Крайнего Севера валенки просто незаменимы. Правда, с каждым годом выигрывать тендеры становится все тяжелее, конкуренция на рынке жесточайшая. Да и спрос резко упал, особенно в городах. Раньше в СССР промышленность ежегодно выпускала для населения 18 миллионов пар валенок, сейчас это количество снизилось до полутора миллионов.

Стоит ли удивляться, что на всю громадную территорию страны осталось меньше десятка крупных валяльных производств! Средних и мелких заводиков, созданных во времена расцвета потребкооперации, значительно больше, но без поддержки многие из них вынуждены закрываться. Исчезли научно-исследовательские институты и предприятия по выпуску оборудования, подставлявшие плечо изготовителям зимней обуви.

Но даже в таких сложных условиях коллективу ярославской фабрики удается оставаться крупнейшим в стране производителем валенок. Фабрика за последние два десятилетия шесть раз побеждала в ежегодном конкурсе «Лучшие предприятия Ярославской области», а цех по выпуску детской обуви был лучшим в стране.

Обувщики стараются сохранить традиции валяного производства и прославить один из национальных символов России за рубежом. С ярославской продукцией уже хорошо знакомы заказчики из Италии, Финляндии, Германии, Монголии, Киргизии и даже солнечного Узбекистана, где зимнюю рабочую обувь носят в холодных шахтах горняки-золотодобытчики. А во Франции один из популярных журналов посвятил целый раздел модной зимней обуви из города на Волге.

Предприятие в Тверицах – единственное в стране, освоившее выпуск моделей на литой подошве. Утонченные валенки с пластиковой основой, напоминающей ту, что используется для изготовления кроссовок и модельной обуви, разработаны специально для условий теплой слякотной зимы средней полосы. 

Фото Анны Соловьевой

22 января