menu

Играть в бирюльки и бить баклуши

Выставка народных художественных промыслов открылась в Музее им. М.А. Врубеля в рамках юбилейных мероприятий (в декабре музею исполняется 95 лет). Выбор темы не случаен. Еще основатель и первый директор художественного музея Федор Васильевич МЕЛЕХИН вписывал народное творчество в общий контекст изобразительного искусства и неустанно подчеркивал важность изучения этого раздела в музее.

– На выставке представлено десять самых известных промыслов России: хохломская роспись, жостовская роспись, роспись на уральских подносах, глиняная и деревянная игрушка, – рассказала куратор выставки старший научный сотрудник музея, хранитель фонда народного искусства Анна ЦАРЕГОРОДЦЕВА. – Выставка называется «Одолень-трава, и эпиграфом к ней звучат строки из книги «Древо жизни» собирателя русских народных сказок Александра Николаевича АФАНАСЬЕВА: «Одолень-трава, одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды». И, наверное, народное искусство действительно как метафора одолень-травы, потому что настолько мощный посыл жизнеутверждающей силы заключен в нем, столько здесь радости и оптимизма, что зритель, придя на выставку, конечно, зачерпнет из этого родника живой воды. И, в общем-то, народное искусство, оно дарит радость сердцу.

Выставка расположена в маленьком зале. Она компактная, но удивительно насыщенная.

Экспозиция начинается с хохломской росписи, получившей свое название от села Хохлома. Это искусство зародилось в XVII веке в заволжских лесах, куда от преследований за веру бежали старообрядцы. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры. 

Для хохломской росписи характерна яркая «позолота», эффект которой достигается сочетанием глиняной обмазки, полуды (оловянного порошка) и олифы с последующим обжигом.

Из Хохломы же пошло выражение «бить баклуши», которое сегодня ассоциируется с бездельем, но изначально речь шла о простой работе. Баклуши – это небольшие деревянные заготовки для ложек или мелкой посуды. Дело считалось настолько простым, что его поручали ученикам и подмастерьям.

Полх-майдановский промысел (Нижегородская губерния) – это прежде всего матрешки и свистульки. 

Кстати, русскому символу – матрешке – не так уж много лет. Она появилась в 1890 году. Появление ее связывают с русским живописцем Сергеем МАЛЮТИНЫМ, возглавлявшим мастерскую «Детское воспитание». Художник оттолкнулся в создании матрешки от японской разъемно-складной игрушки, изображающей седовласого старца. 

А уж расписывали матрешки каждый на свой лад. Полх-майдановская роспись отличается необыкновенной яркостью и «звонкостью» красок.

Богородская деревянная игрушка характерна тем, что не расписывалась вовсе. Еще в ней зачастую присутствует простой, но вместе с тем занимательный механизм. 

Самая известная игрушка, которая является визитной карточкой богородских мастеров, – «Кузнецы», где крестьянин и медведь бьют по наковальне. 

В селе Богородском из дерева резали и точили не только игрушку. В витрине присутствует комплект так называемых бирюлек. Когда мы говорим «играть в бирюльки», то подразумеваем несложное занятие, не требующее особых усилий. На самом деле это достаточно непростая игра. Из кучки маленьких предметов (обычно их 32), изображающих рабочий инструмент или столовую посуду, надо вынуть крючком один, не задев соседние. Говорят, Лев ТОЛСТОЙ однажды подарил своей знакомой комплект бирюлек, который умещался в коробочке размером …с лесной орех.

Эксклюзивная вещь – подносное блюдо. На таких обычно подавали хлеб-соль. Оно показывается впервые. Блюдо сделано в неорусском «византийском» стиле конца XIX – начала XX вв. В основе дерево, а в качестве украшения использован чеканный сплав и вставки из цветного стекла.

Особый раздел – художественные лаки. Здесь глаз не оторвать от ярких палеховских шкатулок и жостовских подносов.  Палех – древний иконописный центр России. Традиция росписи шкатулок сложилась уже после 1924 года, когда религия стала не в чести. 

Кстати, многие считают, что палеховские шкатулки – деревянные. На самом деле они выполнены из папье-маше. 

Подносы тоже поначалу делались из папье-маше, и только в первой трети XIX века появился металл (железо). Жостовские мастера славятся своей цветочной росписью. 

А вот в урало-сибирской школе можно встретить и бытовые картинки. Например, на выставке есть поднос, сделанный мастерицей Алевтиной СИДОРОВОЙ. На нем изображен нижнетагильский пейзаж с металлургическим заводом, часовенкой и прудом.

Глиняные изделия представлены каргапольской, филимоновской и дымковской игрушкой, кунганами и квасниками из Скопина (центра керамической посуды). 

В дымковской игрушке, которая всегда подражала фарфоровой пластике, присутствуют целые композиции, в основном на тему семьи. 

Выставка вводит зрителей в мир народного искусства. Она предназначена и взрослым, и в большей мере – детям, поэтому может считаться дидактической. Экспозиция будет демонстрироваться до конца июня.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ

12 апреля