menu

Очертания нежности

Чем живет сейчас фабрика «Кадомский вениз» – уникальное место производства игольного кружева

Изделие любого из народных промыслов бесценно. Мастера тратят дни и недели на кропотливый труд и передают творениям свои эмоции. Глядя на произведения искусства – по-другому не назвать – ТОО «Кадомский вениз», начинаешь думать, что их создали ангелы с неземным зрением, терпением и чувством прекрасного. Игольное кружево очень ценится сейчас, в эпоху масс-маркета и «конвейерной моды». Мы отправляемся в Кадом, чтобы лично увидеть, как рождаются ажурные шедевры. Директор предприятия Николай Ренин проводит для нас экскурсию и рассказывает о текущих проблемах и радостях мастеров кадомского вениза.

Из точек – линии, из линий – чудеса

Местонахождение фабрики известно любому жителю Кадома: она стоит в самом центре напротив Милостиво-Богородицкого женского монастыря. А вот какая работа кипит внутри, знают немногие. Николай Дмитриевич проводит нас по цехам. Всего их пять: лаборатория, где придумываются новые узоры и модели одежды, цех раскройки, цех пошива, а также цеха ручной и машинной вышивки. Солнце близится к закату, когда мы входим в помещение, где под лампами на большом станке натянут длинный палантин. Загорается свет, приподнимается покрывало над неоконченной работой – и перед нами тончайшие узоры на шелке, округлые и пышные, словно нарисованные на морозном окне. Мастерицы вышивают отдельные элементы и постепенно вырезают острыми ножницами ткань между нитями. Такую невероятную красоту можно надеть только по особому случаю и нести на себе, расправив плечи и не дыша…
Цены на кадомский вениз измеряются тысячами и десятками тысяч рублей. Создание изделий требует работы множества специалистов. Сначала художники отрисовывают схемы вышивки на миллиметровой бумаге. Затем узоры переносят на кальку путем накалывания сотен крохотных отверстий. В итоге через дырочки на кальке на ткань наносят краску, и эти точки становятся ориентирами для вышивки. В «Кадомском венизе» работают только с натуральными тканями. Повседневные вещи шьют, например, изо льна, а самые эффектные и дорогие изделия – из шелка. Особое направление работы предприятия – вышивка икон и предметов для проведения религиозных обрядов. От образов святых, вытканных цветными и золотыми нитями, исходят тепло и свет.

Международное признание

Венизная техника основана на приемах создания венецианского кружева. Есть легенда, что в рязанской глубинке вениз зародился благодаря указу Петра I перенять и развить европейское ремесло в России. В конце XIX века кадомский вениз расцвел благодаря помещице Марии Новосильцевой, которая организовала в своем имении Муханово прием кружев от местных крестьянок и помогала девочкам изучать техники кружевоплетения. Дочь Марии Александровны Мария Авинова тоже выучилась этому ремеслу и учредила в Кадоме кустарный пункт кружевоплетения. Изделия мастериц того времени уже получали призы губернских и всероссийских выставок.
Именно благодаря Марии Авиновой в Кадоме открылась школа кружева. Французская исследовательница Габриель Соннтаг пишет в статье для вестника Международной организации коклюшечного и игольного кружева, что двухэтажное деревянное здание на берегу реки Мокши считалось одним из самых красивых в городе. В нем размещались комнаты для проживания учителей и воспитанниц, классы и мастерские, склад для хранения готовой продукции, а также обширная библиотека с российскими и зарубежными журналами об искусстве и рукоделии. Крестьянские девушки учились в течение двух лет и даже получали стипендии.
Расцвета и наивысшего признания кадомский вениз достиг к середине XX века. С 1936 года школа стала швейно-вышивальным техникумом, при котором начала работу промыслово-кооперативная артель «Пробуждение». Расширился ассортимент, мастерицы стали получать призы международных выставок и денежные премии. А с 1960 года артель стала фабрикой «Пробуждение», творениями которой восхищались даже на ВДНХ.

Созерцательная красота

Сейчас фабрика «Кадомский вениз» работает с различными заказами и создает одежду и аксессуары, скатерти и многие другие изделия. Творения кадомских мастериц по-прежнему приводят в восторг людей по всему миру. В частности – членов Международной организации коклюшечного и игольного кружева: так, в 2016 году в словенской Любляне предприятие получило приз за лучшую работу. За кадомцев голосовали и профессионалы, и посетители международной выставки. А в России ежегодная экспозиция «Ладья. Зимняя сказка» привлекает тысячи поклонников народных промыслов, в том числе венизного кружева. Предприятие поддерживают областное правительство и ассоциация предпринимателей, которые предоставляют бесплатный стенд на все дни выставки. Николай Ренин поясняет, что его коллектив участвует в «Ладье» с первых лет ее проведения и неизменно радует поклонников эффектной, удобной и неповторимой одежды и аксессуаров. Мы примеряем изящные блузки и делаем в них фото на память на самом высоком холме города в лучах закатного солнца. И чувствуем, что сама одежда нас вдохновляет.
– Я не знаю, как жил бы без Кадома, – признается нам Николай Ренин на прощание. – В больших городах совсем другие условия, вечная спешка… А здесь я хожу на работу пешком, любуюсь рекой… Эта красота, спокойствие, энергия природы – то, что помогает настоящему творчеству.

21 ноября