menu

Промыслы о Победе

Расписные ложки и плошки для фронта… Можно представить, насколько щемящее чувство испытывал солдат, получив хохломскую золотую ложку с росписью травкой, от которой веяло домом, родными лесами и чем-то ещё необъяснимо тёплым. Но не только традиционные изделия изготавливали промысловики Нижегородской области в годы войны.

Мастерицы взяли кисти

Если сейчас зайти на фабрику Семёновской хохломской росписи, мы увидим за работой кисточками исключительно женщин. Но так было не всегда. До Великой Отечественной
войны всю роспись выполняли только мужчины, а женщины были на вторых ролях.

По словам директора Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника профессора Юрия Филиппова, в столице народных художественных промыслов, которой считается Нижегородская область, женщин допускали не до всех работ.

– Все знаменитые в то время хохломских дел мастера – Бедин, Веселов, Подогов, династия Красильниковых – были исключительно мужского пола, – рассказывает Юрий Владимирович. – Женщинам доверяли только вапить и лудить. Вапить – намазывать разведённой глиной деревянные заготовки, обмазывать олифой и сушить до полуготовности. Лудить – натирать их оловянным порошком для придания металлического блеска. Затем заготовка покрывалась лаком и отправлялась на сушку-обжиг в печи для получения знаменитого хохломского золотого цвета.

С началом Великой Отечественной войны большинство промысловиков ушли на фронт. В армию не призвали только пожилых людей. Один из них, известный мастер Фёдор Андреевич Бедин, набрал для обучения хохломской росписи группу девочек. Именно с его лёгкой руки профессия мастера по хохломской росписи стала женской.

Из его первого выпуска вышла, например, знаменитый впоследствии мастер Ольга Павловна Лушина, которая объездила со своими работами более 30 стран. 35 лет она была главным художником Сёминской фабрики, расположенной на территории современного Ковернинского района.

 

Колёса для пушек

В годы войны мастера-промысловики нашли и новое применение своим умениям для помощи фронту.

Так, сёминские и семёновские кустари стали активными поставщиками крайне необходимых тогда для нужд армии вещей: черенков для сапёрных и обычных лопат, лыж, саней. Колёсных дел мастера в большом количестве изготавливали деревянные колёса для средств передвижения.

Фёдор Бедин совершил настоящий подвиг: он спас от исчезоновения холомской промысел в годы войны.

– Лопатами с черенками, изготовленными токарями-виртуозами, которые до войны точили роскошные вазы, бочата и поставки, почти вся страна рыла окопы и строила оборонительные сооружения, – отмечает Юрий Филиппов.

Только опытные мастера по дереву умели заставить твёрдую древесину стать гибкой и принимать форму лыж, колеса, загнутых полозьев для саней-волокуш.

– Обратите внимание, что у выставленных в сегодняшних кафе для антуража колёс телеги обод всегда составной, а не цельногнутый, – замечает рассказчик. – А настоящее колесо всегда было сделано целиком из единого куска дерева, оно намного прочнее, но и делать его непросто – надо было особым образом распаривать дерево, чтобы оно становилось пластичным. Это целое искусство.

Именно наши мастера как никто умели загибать полозья саней-волокуш. По словам руководителя музея, такие сани-волокуши, изготовленные в лесном Заволжье, помогали работницам на лесозаготовках вручную перевозить зимой тяжеленные стволы.

– Тогда для облегчения перевозок женщины придумали одну хитрость: заливали первый санный след от полозьев водой, и получали отлично скользящий ледяной путь, которым пользовались всю зиму, – поясняет Юрий Филиппов. – Это называлось «наморозить дорогу».

А ближе к концу войны умельцы-кустари стали делать ещё один вид продукции, пользующейся огромным спросом, – костыли. Огромное количество народа было покалечено на войне и нуждалось в этом «техническом средстве реабилитации».

Бельё от золотошвей

Интересные метаморфозы во время войны приобрёл труд знаменитых мастериц василёвского гипюра. Мастерицы высочайшего класса начали шить солдатское бельё. За годы войны они выпустили миллионы комплектов солдатского белья.

– А городецкие златошвеи вышивали золотыми нитками воинские знамёна, – объясняет Юрий Филиппов. – Тогда многие воинские части и соединения имели право на собственное знамя, а надписи на них обязательно должны были быть вышитыми золотом.

Перешли на выпуск продукции для фронта и павловские металлисты. Они по-прежнему делали ножи, но теперь уже армейские.

Мастера народных художественных промыслов в годы войны ещё раз доказали, что их особые навыки и талант востребованы даже в самое тяжёлое для страны время.

ИСТОЧНИК

12 мая