menu

Золотой завиток бересты

95-летие отметил верхотурский мастер по бересте Михаил Петрович Кучев

Как все начиналось

В 300 километрах к северу от Екатеринбурга расположена древняя столица Среднего Урала, старейший в регионе город, позднее ставший духовным центром Урала и Западной Сибири -  Верхотурье.

Верхотурье – город – памятник.  Древний город России, древний город Урала, которому уже более четырех веков, сплав истории и замечательной архитектуры. Верхотурье является одним из исторических городов, где еще в старину люди занимались традиционными промыслами и ремеслами.

Азы берестяного ремесла, первые умения и навыки Михаил Кучев перенял еще от отца в глухой пермской деревне Пыдосово Пермской области. Железной утвари тогда было совсем немного, всё мастерили из дерева: кадушки-бочонки, чашки, ложки, туески, пестери, пайвы, лапти. Потихоньку и он, мальчишка, учился. С малых лет отец приучал мальчика к труду, в шестилетнем возрасте посадил Михаила на лошадь и отправил боронить, с 10 лет он уже пахал поля в колхозе.

Потом школа, которая находилась в 5 км. от родной деревни. Ходили пешком туда и обратно, имелся один букварь на всю деревню, бумаги не было, писать приходилось на чем придется.  В 1939 г. Михаил окончил семилетку. В 8 класс пошел за 25 км. в село, где жил родной дядя.

В 1941 г. началась война. Восьмой класс Михаил уже не закончил. Отца забрали на фронт, в 1942 году умерла мать, и дети остались одни, в семье кроме Михаила были еще сестры и брат. Выживали как могли. С гумна брали отходы, на полях собирали гнилую, мороженую картошку, из которой старшая сестра пекла лепешки вперемешку с соломенной трухой для связки.

Отец погиб на фронте. В 1943 году, в 18 лет, Михаила, призванного в армию, отправили на Чусовской металлургический завод. Он был подручным сталевара, потом и сам стал сталеваром.

Позже, в 1950-е годы, перешел в лесную промышленность. Был путь от вальщика леса до руководителя крупных лесопунктов, леспромхозов в Пермской и Свердловской областях. В Верхотурье Михаил Петрович приехал с семьей в 1972 году, стал первым директором вновь созданного межхозяйственного лесхоза. Получив среднее специальное образование, он всю жизнь посвятил лесу. А когда вышел на пенсию, выбрал себе по душе другое занятие – он делает из бересты удивительные вещи. На склоне лет проявился редкий дар настоящего художника. 

Творческий процесс

Михаил Кучев известен всем как самобытный верхотурский мастер по бересте.

 «Береста – уникальный материал, - рассказывает мастер. – Она сохраняет температуру и не пропускает влагу. В берестяных туесах молоко не скисает и в жаркий день, а родниковая вода остается холодной. Мои прадеды хранили продукты в доме – грибы, мед, крупу, муку, кедровые орехи, соленую рыбу, мясо - только в берестяных коробах, соль – в берестяных солонках. В берестяных туесках хлеб сохранялся значительно дольше обычного и долго не плесневел. С берестяными корзинами и кошелями бабы ходили по ягоды и грибы, а уж лапти для всей семьи умел плести если не каждый, то почти каждый деревенский житель, мужики в лаптях пахали землю и косили сено. Берестяным мячом у нас в деревне играли дети.

Свойств полезных у нее очень много. Береста снимает усталость, раздражительность, в доме, где есть берестяные изделия, всегда чистый воздух. Целебные свойства березы известны давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все: кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, березовый гриб, деготь, уголь. В наше время доказано, что береста – природный антисептик – выводит яды, подавляет возбудителей туберкулеза, предупреждает возникновение раковых клеток. Наши предки говорили: «Если в доме береста, жить вам лет до ста».  Такова береста – потрясающий природный материал, универсальный. На нём ведь не только писали, но и обувь из него шили, под фундамент закладывали, чтобы сырости не было, посуду делали, украшения».

Начав с простейших изделий, Михаил Петрович постепенно овладел различными приемами и техниками обработки этого природного материала, выработал свой стиль. И береста в поистине золотых руках мастера превращается в оригинальные художественные изделия - изящные солонки, крынки, вместительные туеса, берестяные рюмочки, шкатулки с узорами – на них райские птицы, медведи да олени, лошади, цветы и травы. 

У него в гостях бывали Губернатор Свердловской области Эдуард Россель, бывший управляющий Северным управленческим округом Иван Граматик. Изделия Михаила Петровича отправлялись в Германию, Канаду, Индию, Испанию, Израиль. Его работы есть в домах у многих верхотурцев, жителей области, России. За кружевными туесками, шкатулками, солонками к верхотурскому умельцу едут со всего района, что-то заказывают специально.

Смастерить туесок или кринку – это ещё не главная работа. Нужно уметь бересту заготовить, вовремя, по всем правилам. Хорошая береста – залог красивой поделки. Нужно уметь выбрать в лесу дерево, лучше в конце мая – начале июня, в первые две-три недели сокодвижения. Она же и цвета разного бывает: жёлтая, тёмно-жёлтая, коричневая, красная. Интересно сочетать в одной поделке разные оттенки, тогда она засветится, заиграет изнутри. И химии никакой старается мастер не использовать - ни морилки, ни лака, – чтобы настоящий цвет не заглушить и запах натуральной бересты сохранить. Мастер почти не пользуется клеями. Подворачивает, как ему надо внешний и внутренний слои: туесок получается! Карандашом на бумагу наносит узор, затем на кальку, потом и на бересту ровно ложится узор. Красота! Главная изюминка его изделий – резной орнамент, украшающий каждую берестяную вещь.

И еще один важный момент – весь свой инструмент мастер изготовил самостоятельно,кочедыки, напоминающие лепестки цветка – побольше и поменьше, в зависимости от того, каких размеров вещь задумана. Чтобы полоски лыка не разъезжались, их скрепляют специальными деревянными прищепками, похожими на клешни рака. Но главное – это резцы, пробойники, которые необходимы для нанесения орнамента. На первый взгляд орнаменты, которыми Михаил Кучев украшает свои изделия, могут показаться простыми: звездочки, волнистые линии, ромбы, квадраты, цветочный узор. Но эта простата мотивов и узоров обманчива. Художественный язык орнамента сложен, а техника его выполнения требует высокого мастерства и опыта.

И конечно, не отступил Михаил Кучев от русской традиции, сплел немало лаптей, в том числе и миниатюрных – сувенирных. До начала XX века крестьянская Россия была «лапотной» и в каждом доме умели плести лапти, и данное ремесло считалось несложным. Однако это не значит, что для него не нужно усердия и смекалки. В разных регионах были свои особенности, поэтому, по лаптям можно было определить, из какой местности пришел человек. Среди опытных мастеров лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. Для московских моделей характерны высокие борта и закругленные носки. На Севере чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Все эти особенности учитывал Михаил Петрович в своем творчестве.

И когда к нему обратилась руководитель танцевального коллектива «Звездочки» Центра детского творчества г. Верхотурья Л. Овчинникова с просьбой сплести для участников ансамбля лапти, чтобы обыграть новую хореографическую постановку к Дню славянской письменности и культуры, мастер только хитро улыбнулся и попросил снять мерки с детей. Через месяц 32 пары замечательных лапоточков красовались на участниках ансамбля и те лихо отплясывали в них на городской площади!

Жизненная философия

Плетением из бересты Михаил Петрович занимается в любую свободную минуту. Встаёт пораньше – в шесть утра и мастерит. Маленькая мастерская мастера - уютное место, в котором царит запах родного леса. По полкам расфасована прессованная берёста - верхний слой коры берёзы. В другом углу она стоит рулонами, а на небольшом столе - огромное количество разных инструментов. Частичка леса теперь в каждом уголке дома Михаила Кучева - начиная от лаптей, в которых иногда ходит хозяин, и заканчивая кухонной утварью. Несмотря на возраст и сейчас вечером сидит перед телевизором – плетет. Впрочем, как замечает сам мастер - занятие берестой всегда в радость. Природа лечит, успокаивает. Да и сама береста любит человеческие руки. Одной рукой да глазом не одолеешь, тут душой надо радоваться. Ведь именно в руках мастера превращается в удивительные по красоте и изяществу вещи, которыми одарил мастер многочисленную родню, друзей и знакомых.

Был период, когда верхотурский мастер преподавал «берестяную грамоту» в верхотурских школах, приезжали к нему учителя с детьми на мастер - класс из других городов Свердловской области. Приходят учиться к мастеру разные люди, но не у всех хватает терпения, ведь как отмечает мастер: «Работа с берестой кропотливая, требует выдержки и упорства, твердой руки и фантазии, здесь важны усидчивость, спокойствие и терпение, которые, как известно, приходят с годами. Если тебе нравится что-то делать, то ты должен в этом направлении обязательно постоянно работать, не получилось – пробуй еще раз, делай то, что близко твоей душе».

Михаил Петрович является участником множества всероссийских, региональных, областных, районных и городских выставок самодеятельного художественного творчества и прикладного искусства, фестивалей и ярмарок, обладатель почетных грамот и дипломов. 

Сегодня мастеров, занимающихся плетением бересты, можно пересчитать по пальцам. И потому каждый народный умелец достоин внимания широкого круга людей. Решением областного художественно-экспертного Совета по народным художественным промысламСвердловской области изделиям Михаила Петровича Кучева был присвоен статус изделий народных художественных промыслов. При этом все предметы пригодны для использования по прямому назначению и имеют, в то же время, высокохудожественное качество внешнего оформления. Город Верхотурье будет включен в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области.

Произведения Михаила Петровича Кучева находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. В Верхотурском государственном историко – архитектурном музее-заповеднике хранятся 83 работы мастера.

Автор: Наталья Пермякова

13 мая