menu

Как свирское кружево стало народно-художественным промыслом России

В этих краях Ленинградской области крючком вязали с конца XIX века, когда мода на кружево переместилась из города. Деревенская мебель быстро покрылась ажурными подзорами, скатертями, накидками. В том числе в Яровщине, где сейчас работает три мастера, директор собирала коллекцию старых кружев. Часть их уничтожил пожар. Оставшиеся позволяют современным кружевницам не отступать от народной традиции.

Так исторически сложилось, что люди на этой земле жили скромно и в согласии с природой. Лес, река, жилище давали не только пищу и кров, но и мотивы для художественных образов в кружеве. Оно было и остается главным простым и одновременно изысканным украшением дома.

Геометрические фигуры встречаются в изображениях с глубокой древности. Характерны солярные символы и для северо-востока Ленобласти, где лучевые розетки превращаются в растительные узоры. И свирские мастерицы видят в них хорошо знакомые им ели и цветы морошки.

Ученые, хранящие в Российском этнографическом музее коллекцию кружев, показывают, как формировалось и развивалось это ремесло, быстро вытеснившее ткачество и вышивку. Но именно из них мастерицы заимствовали узоры. Этнографы подчеркивают: смысл традиции в повторении, когда дочь копирует орнаменты, выполненные мамой, бабушкой. Впрочем, вдохновлялись кружевницы и картинками из журналов. Возможно, так на традиционном полотенце из Приоятья появился нетрадиционный рисунок.

Отличают изделия кружевниц из разных регионов используемые материалы и цвета. На северо-востоке вязали белыми нитками. Современные мастера в выборе оттенков, может, и отходят от традиций, но историческим орнаментам соответствуют дотошно. Что позволило свирскому кружеву стать изделием народных художественных промыслов. И такое предприятие — единственное в России, отмечает корреспондент НТВ Катерина Правдина.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО

29 апреля