Тюменская область Художественная резьба по кости
Старинный сибирский город Тобольск известен не только своей славной историей, но ещё и широко известен в мире, как один из центров художественной резьбы по кости России. Замечательное искусство косторезов бывшей столицы Сибири славится издавна. Изделия тобольских мастеров можно встретить в залах крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга в частных коллекциях России и других странах мира.
Резьба по кости зародилась на Руси в глубокой древности. Материалом для изделий художников-косторезов служили прочные моржовые клыки, привозившиеся с Севера, мамонтовая кость, которой в Сибири было много. В среде тобольских кустарей косторезное дело зародилось в XVIII веке, а в конце ХIХ века тобольский косторезный промысел начал быстро развиваться. В 1872 году губернский землемер И.Е. Овешков открыл в городе косторезную мастерскую. Вначале она имела любительский характер, но вскоре, после получения похвальных отзывов на различных выставках, в 1874 году дело было поставлено на коммерческую основу. Мастерская существовала и после смерти И.Е. Овешкова в 1902 году. Дело вели его сыновья и жена. Закрылась мастерская в годы первой мировой войны.
Иван Иванович Овешков за работой. 1930-е гг. Москва. Художник прикладного искусства, ставший известным советским мастером игрушек, резчик по кости и по дереву.
Значение овешковской косторезной мастерской в истории Тобольского косторезного промысла очень велико. В ней прошли первую школу резьбы по кости все лучшие мастера, работавшие в дореволюционное время - Порфирий Терентьев, Василий Денисов, Терентий Песков, Иван Венгерский и другие. Первое время резьбой по кости занимались исключительно мужчины.
В период первой мировой войны косторезный промысел почти полностью прекратил свое существование. Тяжело отразилось на состоянии косторезного промысла.
Советская власть возродила старинное народное искусство, и в 1929 году был организован косторезный цех при артели «Кустарь», а в 1932 выделилась самостоятельная артель художественной резьбы по кости «Коопэкспортсбыт»
Коллектив артели «Коопэкспортсбыт» 1939 г. Фото из альбома «Тобольская резная кость (История производства)», хранящегося в Музее истории ТФХКИ
Производство косторезных изделий непрерывно росло. Артель неоднократно участвовала в различных выставках, получала за работы своих мастеров почетные грамоты.
В последующие годы в артели выросла и воспиталась целая плеяда молодых косторезов. Наиболее одаренными из которых были Виктор Лопатин, Семён Трегубов и Федор Викулов. Успехи коллектива мастеров, быстрый рост артели стали возможным благодаря неустанной заботе партии и правительства, в развитии народного искусства.
В первые годы своей деятельности артель работает на этнографическом материале, но с 1935 года наметился сдвиг в области освоения современной социалистической по содержанию тематики.
В 1937 году на международную Парижскую выставку артель представила много своих работ, свидетельствующих о возросшем мастерстве и расцвете творческих сил мастеров. За отличное исполнение экспонатов жюри выставки присудила В.И. Денисову диплом золотой медали. В.Н. Лопатину и С.И.Трегубову - дипломы серебряной медали. На очередной Всемирной выставке в 1939 году в Нью-Йорке изделия артели вновь отмечены высокими наградами.
Работа, за которую В. Н. Лопатин получил серебряную медаль на выставке в Нью-Йорке 1939 г.
В годы войны артель потеряла лучших своих мастеров В. Н.Лопатина, С.И.Трегубова, П. Бизина и других резчиков. Один за другим ушли из жизни старейшины промысла Т.С.Песков и В.И.Денисов. За верстаки сели подростки и молодёжь Виктор Синицких, Федор Федоров, Валерий Иванов, Виктор Багаев.
После войны резчики Алексей Ремизов, Александр Уженцев, Павел Третьяков, Геннадий Килин и остальные вернувшиеся фронтовики с жадностью принялись за работу, отражали в своих произведениях героические подвиги нашего народа в Великой Отечественной войне, патриотизм людей в восстановлении и строительстве народного хозяйства страны в послевоенный период. Позднее поиск новых тем заставил обратиться к литературным сюжетам, в первую очередь к сказочным и былинным.
Александр Уженцев и Виктор Синицких
В 1949 году председателем артели становится Е.А. Трухина. При ней была введена спецодежда-белые халаты и разделение труда, появились отдельные квалификации распиловщика и полировщика.
Елизавета Абрамовна Трухина
В 1950-ые годы создаются условия для творческой работы мастеров. Была начата механизация производства, появилось разделение труда. На предприятии появились циркулярная пила, сверлильные и шлифовальные станки, а медицинская бормашина со временем стала основным режущим инструментом. Новые машины облегчили процесс резьбы. Появились и мастера женщины.
Групповое фото женщин мастеров-резчиков в цехе
Распиловщики Косыгин. Н.Г и Балыков Н.С.
Групповое фото резчиков в цехе
Полировщицы Балуева В.В. и Ренева М.И.
Упаковка изделий. Панкина Р.Ф и Бакшеева Н.С.
В качестве материала до 1950-х годов, использовали только бивень мамонта-благородную ископаемую кость. Эти годы были расцветом сил для предприятия. На предприятии выросли замечательные мастера-художники, такие как В.А. Решетников, Г.Г. Кривошеин, А.З Марко. Г.А.Хазов приехал в Тобольск в артель после Холмогорской школы уже с высшим 7-м разрядом.
Хазов Гавриил Андреевич
Кривошеин Геннадий Георгиевич
Скульптура Илья Муромец. Автор Решетников В.А.
Уникальные работы, созданные художниками, экспонируются на Всемирных фестивалях в городах Варшаве и Москве, на ярмарках, всесоюзных и республиканских выставках.
Главным событием в жизни предприятия был 1958 г.- Всемирная выставка в г. Брюсселе. Были представлены произведения, которые отражали действительность социалистической системы. Произведения тобольских резчиков получили высокое одобрение и были удостоены золотой медали.
В1960-е годы появляется новая плеяда замечательных мастеров-косторезов: В.А. Русаев, В.С. Колычев, В.П. Обрядова и В.А. Обрядов. Никакие трудности не сломили творческий порыв художников фабрики, появляются новые произведения с освоением нового сырья (кости) зуба кашалота. Новые выставки: 1967 год - Всемирная выставка в Монреале-Канада. 1972 год.- г. Осака-Япония, грамоты и дипломы с Выставки достижений народного хозяйства.
Начало 70-х выдвигает новые имена талантливой молодежи таких, каких Д.Е. Хорищенко, В.К. Товкач, А.Г. Ананьин. Т.С. Зыкова и другие.
В 1970 г. Гавриил Андреевич Хазов назначен главным художником Тобольской фабрики косторезных изделий. Именно ему пришлось во многом определять пути развития, перспективы художественного промысла, который должен и сохранять традиции и соответствовать динамичной современности. В 1975 году фабрика была награждена орденом «Знак почета».
В 1980-90 гг. появляется множество работ из жизни русской Сибири, работы с исторической тематикой.
В 2000-ые года на фабрику пришла талантливая молодежь из потомственных семей косторезов: Елена Шишова, Стас Замятин, Альфия Шафигулина, Арслан Кинчин, Вера Коржановская, Дмитрий Кугаевский. Бок о бок они работали вместе со своими родителями, такими зрелыми мастерами, как Любовь Янушковская-Знаменская, Юрий Замятин, Сафиулла Аминов, Альберт Кинчин, Тамара Коржановская и Алексей Кугаевский, который в начале нового века был главным художником фабрики. Пятеро из молодых потомственных резчиков работают на предприятии и ныне.
Наталья Климова, которая является внучатой племянницей Порфирия Терентьева - одного из основателей промысла в XIX веке, является сейчас мастером производства на фабрике На фабрике трудится и её дочь Людмила Климова, продолжая легендарную династию тобольских резчиков.
За последнее десятилетие изделия фабрики были представлены на многочисленных международных и национальных выставках. В 2010 году на Национальной выставке России во Франции ТФХКИ получает приз «за сохранение традиций». Современные изделия фабрики стабильно держат место признанных победителей ежегодных конкурсов «Лучшие товары Тюменской области».
Из года в год растет и расширяется ассортимент миниатюрной скульптуры, утилитарно-бытового и художественно-декоративного назначения. В работе применяется объемная, рельефная, ажурная резьба, токарная обработка, с гравировкой, полировкой и инкрустацией.
Благодаря генеральному директору Маргарите Николаевне Нейковчен в апреле 2019 года к 90-летию фабрики открылся Музей истории ТФХКИ.
Коллекция музея включает уникальные экспонаты с доисторических времён до XXI века. В экспозиционных витринах размещены фотографии художников, которые наполнены событиями, яркими воспоминаниями, а также лучшие произведения резчиков фабрики нескольких поколений, их рисунки и эскизы, всё разнообразие видов кости, включая палеонтологические находки, рабочие инструменты, высокие награды и многое-многое другое.
На фабрике проводят групповые и индивидуальные экскурсии, во время которых посетителей знакомят с секретами создания резного изделия из кости. Гостей проводят через производственные цеха: основной цех, где собственно возникает резная скульптура, а также цеха шлифовки, распиловки, полировки и отбеливания сырья.
При фабрике имеется салон-магазин с огромным ассортиментом различных изделий: сувениры (миниатюрная объемная скульптура, многофигурные композиции),ювелирные украшения (броши, кольца, серьги, кулоны, бусы, колье), предметы церковно-культового назначения (иконы, иконки, кресты, ладанки), художественные экраны и панно, вазы, шкатулки, игольницы, шашки, шахматы, сувенирные ножи, письменные настольные приборы и многое другое.
Многие поколения мастеров вложили свое умение и фантазию в изделия народного промысла. За свою историю фабрика выпустила внушительное количество косторезных изделий.
ТФХКИ расширяет свою торговую сеть, новый салон-магазин начал работать с 2019 года в г. Тюмени по улице 50 лет Октября, 58А.Здесь можно купить понравившееся изделие и не сомневаться в его подлинности.
На сегодняшний день изделия, которые выпускает ТФХКИ, знают во всем мире. Сюда едут туристы, любители искусства, чтобы самим увидеть волшебство рождения живой скульптуры из обычной и благородной кости.
Любое изделие можно заказать на сайте https://www.tfki72.com