menu

Законотворческая деятельность

06.10.2020 г. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах» 02/04/07-20/00106369 (далее – проект федерального закона), разработанный Минпромторгом России, был вынесен на публичное обсуждение на Федеральном портале правовых нормативных актов http://regulation.gov.ru/projects#npa=106369

В связи с чем доводим до Вашего сведения позицию Ассоциации, принятую на расширенном заседании Правления 05 августа с.г.

Проведенный анализ основных положений проекта федерального закона, позволяет сделать вывод о предпринятой профильным министерством попытке переосмысления сложившейся ситуации в сфере НХП, расширения понятийного аппарата для законодательного закрепления статуса хозяйственных субъектов НХП, как участников особой области социально-культурной и экономической деятельности, предложения новых форм и механизмов государственной поддержки предприятий НХП.

В то же время, проект федерального закона направлен на создание дополнительных управленческих структур (в частности СРО, Фонда защиты, сохранения и развития НХП и ремёсел) и административных надстроек.                     

Организация подобных структур потребует увеличение штата органов исполнительной власти и новых организационных структур, и, как следствие, приведет к отвлечению бюджетного финансирования на их содержание, возникновению новых административных барьеров, снижающих эффективность мер государственной поддержки отрасли.

Учитывая специфику предприятий НХП, следование нормам проекта федерального закона повлечет увеличение операционных затрат самих предприятий, тем самых  снижая рентабельность производства.  

Представляется, что в проекте федерального закона неоправданно сужено определение контрафактной и фальсифицированной продукции в сфере НХП, а предложения новых направлений «нетрадиционного» и «несвойственного» использования художественно-стилевых особенностей в реальности могут стать причиной для массового распространения таковой продукции.

В своих экспертных заключениях члены Ассоциации отмечают  практическую нереализуемость многих положений проекта федерального закона, что может рассматриваться как фактор сдерживания динамичного развития российских предприятий НХП.

На основании изложенного считаем, что Проект не вносит почти никаких положительных изменений в регулирование отношений в сфере НХП, не способствует успешному функционированию НХП и эффективному проведению государственной политики, направленной на их сохранение и развитие.

Принятие Проекта могло бы нанести существенный ущерб сохранению и эффективному функционированию российских НХП.

Приложение:

1. Отзывы на проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах» 02/04/07-20/00106369 от Ассоциации «Народные художественные промыслы России», руководителей организаций промыслов, общественных организаций, членов Федерального художественного экспертного совета

2. Выступление Председателя Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Г.А. Дрожжина на заседании Временной комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов в Российской Федерации 17 сентября 2020 г. и анализ проекта 02/04/07-20/00106369


 

25.07.2017 г. Совет Федерации одобрил изменения в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах». Докладчиком по вопросу выступил член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Олег Александрович Казаковцев, представитель от исполнительного органа государственной власти Кировской области
Подробнее>>>
Подробнее>>>


 

20.07.2017 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах».
Закон дает право оказывать господдержку промыслам как на региональном, так и на федеральном уровне, обусловив при этом неправомерность перекрестного субсидирования одних и тех же мероприятий и направлений использования средств субсидий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и статью 4 Федерального закона "О народных художественных промыслах"


 

10.05.2017
Президент утвердил перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области, состоявшейся 18 апреля 2017 года, в том числе по вопросу дополнительных мер поддержки народных художественных промыслов:
в) разработать и утвердить план мероприятий (дорожную карту), обеспечивающий:

  • сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел, в том числе в части создания условий для увеличения осуществляемых отдельными видами юридических лиц закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в установленном порядке;
  • использование изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей, формирование профильного профессионального образования;
  • развитие внутреннего и въездного туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов.

Срок – 31 августа 2017 г.

Полный текст Поручения на официальном сайте Президента Российской Федерации >>>

 


 

03.02.2017 В течение ряда лет Ассоциация прилагала усилия для выделения производства изделий народных художественных промыслов (далее – НХП) в качестве самостоятельной в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и минимизации для организаций НХП тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование от профессиональных рисков). Обе эти взаимосвязанные задачи успешно решены.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029 2014 (КДЕС Ред.2), введенный в действие с 1 января 2017 г. (далее – ОКВЭД 2), включает группировку 32.99.8 «Производство изделий народных художественных промыслов».

О применении кода 32.99.8 ОКВЭД2

 


25.12.2014 По инициативе Ассоциации в статью III утвержденных Президентом Российской Федерации 24 декабря 2014 года Основ государственной культурной политики сохранение и популяризация народных промыслов включены в качестве видов культурной деятельности, а в статью VI Основ внесено определение, что поддержка народных художественных промыслов и ремесел является задачей государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ Основы гос.культ.политики


 

09.10.2014 В настоящее время в Минпромторге России подготавливается проект Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года (Документ Word) и План первоочередных мероприятий на 2016–2017 годы по реализации Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года (Документ Word). Доводим до Вашего сведения позицию Ассоциации по данному вопросу – рецензия на данные Стратегию и План (Документ Word).


 

На Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/project/18599.html?point=view_project&stage=2&stage_id=12756 размещен для общественного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки организаций народных художественных промыслов)» (далее – Законопроект).
Указанный Законопроект является компиляцией проектов двух законов, разработанных Ассоциацией и представленных в Минпромторг России и Государственную Думу. При этом допущены искажения и ошибочные дополнения текстов проектов законов, а также прилагаемых пояснительных записок и финансово-экономических обоснований. Вместо последнего варианта Федерального Закона о внесении изменений в статью 58 Федерального Закона «О взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального Закона об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее – «Закон о страховых взносах и Закон о пенсионном обеспечении»), который был представлен 17 июля с.г. по электронной почте по просьбе специалиста Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка, использован прошлогодний вариант, что обуславливает несоответствие Законопроекта как зафиксированному в его статье 4 сроку вступления его в силу, так и действующей редакции статей 58 и 58.2 Закона о страховых взносах.
Основные замечания по тексту Законопроекта в письме Ассоциации на имя министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова Скачать(Документ Word)

 


 

Ассоциация обращает внимание руководителей организаций народных художественных промыслов промыслов на изменения, внесенные по нашей инициативе в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о госзакупках).
В процессе рассмотрения указанного закона Ассоциация приложила значительные усилия для адекватного отражения в нем специфики изделий народных художественных промыслов, обуславливающей неправомерность осуществления их закупок путем проведения конкурсов. Наши предложения получили реализацию в статье 83 «Проведение запроса предложений». Пунктом 9 части 2 указанной статьи установлено, что заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в случаях осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в установленном порядке.
В предыдущем письме по данному вопросу Ассоциация разъяснила, что проведение запроса предложений применительно к указанным изделиям практически может быть сведено к осуществлению закупок у единственного поставщика. Однако процедура такого перехода довольно сложна, продолжительна и требует определенных усилий как заказчика, так и поставщика.
С целью упрощения практической реализации порядка закупки изделий промыслов Ассоциация предложила внести соответствующую поправку в статью 93 Закона о госзакупках, которая была принята.
В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» часть 1 статьи 93 Закона о госзакупках, которая содержит перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика, дополнена пунктом 37 следующего содержания:
«37) осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
Ассоциация рекомендует применять данное положение статьи 93 Закона о госзакупках при реализации изделий Вашего промысла и заблаговременно проинформировать потенциальных заказчиков о возможности использования данного упрощенного порядка их закупок.
Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Скачать(документ Word)
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд" Скачать(документ Word)


 

В Ассоциацию поступил проект разработанной по поручению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года" (Скачать, документ Word). По результатам обсуждения документа сформирована позиция членов Ассоциации в отношении проекта Стратегии (Скачать, документ Word).


 

Установление специального порядка госзакупок изделий народных художественных промыслов
С 1 января 2014 г. вводится в действие вновь принятый Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) Скачать(Документ Word).
По инициативе Ассоциации в Законе предусмотрен порядок закупки изделий народных художественных промыслов, учитывающий их специфику. В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 83 закупка изделий промыслов, образцы которых зарегистрированы уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляется путем запроса предложений.
При этом заказчик обязан направить приглашение принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок.
В большинстве случаев организации-участники Ассоциации являются единственным изготовителем изделий соответствующего промысла, образцы которых зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти. Можно сказать, что заявка такой организации окажется единственной заявкой, удовлетворяющей потребности заказчика в товарах в соответствии с извещением о проведении запроса предложений.
В этом случае в соответствии с частью 8 статьи 83 закона запрос предложений признается несостоявшимся и согласно пункту 18 той же статьи заказчик вправе осуществить закупку изделий промыслов у единственного поставщика в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона.

 

Государственной Думой принят в первом чтении проект Федерального Закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Этот законопроект, как и действующий пока Закон №94-ФЗ, не учитывает специфику организаций народных художественных промыслов, которые, как правило, являются единственными возможными поставщиками изделий соответствующего промысла, имеющих признанное художественное достоинство.
Принятие указанного законопроекта в существующей редакции обусловит необходимость проведения искусственных конкурсов при закупке изделий промыслов для государственных и муниципальных нужд.
Для исправления этой неправомерной ситуации Ассоциацией подготовлены поправки, предусматривающие заключение контрактов при указанных условиях с поставщиком изделий промыслов как единственным источником, т.е. без проведения каких-либо конкурсов.
В связи с изложенным Ассоциация просит установить контакты с депутатами Государственной Думы, избранными в Ваших регионах, имея в виду поддержку ими подготовленной поправки – желательно, в качестве ее авторов при рассмотрении законопроекта во втором чтении. В случае достижения договоренностей о такой поддержке просим срочно об этом проинформировать.

Поправки к проекту Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» Скачать(Документ Word, 38 kb)

Справка по поправкам к проекту Федерального закона « О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» Скачать(Документ Word, 30 kb)

Пояснительная записка к поправкам к статье 85 проекта Федерального закона «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» Скачать(Документ Word, 36 kb)

 


 

Приказом Минпромторга России от 31 января 2011 года внесены изменения в Приказ Минпромторга от 22 июня 2010 года №509. Подробнее


 

Ассоциация «Народные художественные промыслы России» доводит до сведения руководителей организаций народных художественных промыслов и всех заинтересованных организаций информацию о том, что в целях продления срока действия Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1.) до 1 января 2013 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2010 г. №1151-ст в них внесены изменения с введением их в действие с 1 января 2011 года. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2010 г. №1151-ст
Таким образом, группировки с кодами «36.63.8. Производство изделий народных художественных промыслов» и «36.63.8. Изделия народных художественных промыслов» в составе позиций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) действительны до 1 января 2013 года.
Ассоциация рекомендует пользоваться указанными группировками при заполнении соответствующих форм статистической и бухгалтерской отчетности.


 

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Приказом от 22 июня 2010 г. N 509, зарегистрированным в Минюсте РФ 13 июля 2010 г. N 17803, утвердило новый расширенный Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств Федерального бюджета в 2010 году. Данный документ вступает в силу с момента вступления в силу распоряжения Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. N 586-р (пункт 2).

Приказ от 22 июня 2010 г. N 509 «Об утверждении Перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств Федерального бюджета в 2010 году»


СПРАВОЧНО:
Приказ Минпромторга России от 24 ноября 2009 г. № 1058 «Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по включению организаций народных художественных промыслов в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета » http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/395

Приказ Минпромторга России от 17 февраля 2009 г. № 64 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов » http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/270

Приказ Минпромторга России от 30 ноября 2009 г. № 1078 «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. № 64» http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/413

Приказ Минпромторга России от 17 марта 2009 г. № 140 «Об организации работы по предоставлению в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов» http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/mpt/orders/280


 

Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах» №7-ФЗ в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 05.12.2005 №157-ФЗ:
скачать (документ Word, 42.0 Кб)

 

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций народных художественных промыслов на 01.01.2007 г.:
скачать (документ Word, 261.0 Кб)

 


 

Ассоциация направила в Правительство Российской Федерации предложение о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части распространения на организации народных художественных промыслов установления специального режима налогообложения, аналогичного применяемому товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции.
Проект Федерального закона «О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», который предусматривает внесение дополнений в пункт 2 статьи 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации новым подпунктом 5 «Система налогообложения в виде единого налога для организаций народных художественных промыслов»:
скачать (документ Word, 132.0 Кб)


 

По инициативе Ассоциации «Народные художественные промыслы России» депутаты Государственной Думы Российской Федерации А.А.Козерадский, Н.С.Максимова и А.А.Тягунов, принимая во внимание ежегодный рост тарифов на услуги естественных монополий и другие виды необходимых услуг, а также растущую инфляцию, внесли на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации во втором чтении поправки к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» № 94777-5. Данные поправки касаются увеличения финансовых средств из федерального бюджета на сохранение народных художественных промыслов:
скачать (документ Word, 76.5 Кб)