menu

ООО"Шуйская строчевышивальная фабрика"

Ивановская область Художественная вышивка

Среди многочисленных центров русских художественных ремесел, находящихся в Ивановском крае, город Шуя занимает особое место. Шуя с древних времен является центром русской промышленности, торговли, развития различных ремесел и народных промыслов.

Шуя – древний город, с его именем связана одна из ветвей суздальских князей – Шуйских и легендарное имя Дмитрия Пожарского. Строчка и вышивка, как женский художественный промысел, существует на территории Шуйского края со 2-ой половины XIX века. К концу 1880 годов Шуя и уезд становятся центром местного строчевышивального промысла, производящего изделия с характерной техникой вышивки, строчкой по мелкой рефети. Изделия Шуйских мастериц получили высокие награды на выставках в г. Чикаго, г. Париж, Нижнем Новгороде.

В конце 90-х годов XIX века в городе уже существовали мастерские не только по изготовлению вышитых изделий, но и мастерские при женском Всесвятском единоверческом монастыре (закрыт в 30-х годах XX века), обучающие горожанок традиционной местной вышивке «белым по белому» и белой строчке. В Шуйском музее хранится коллекция с вышивкой приданого горожанки Турлаповой (более 30 единиц), выполненная в этой мастерской. Эта коллекция подтверждает, что строчевая вышивка и вышивка «белым по белому» существуют в городе как традиционный художественный промысел. В коллекциях этого времени появляется и тамбурная вышивка, вошедшая в моду в конце XIX и начале XX века. Вышивка пользуется большим спросом. В Шуе она очень рано приобретает форму ремесла и получает промысловый размах.

Точной даты организации Шуйской строчевышивальной артели в документах государственного областного архива не имеется, но сведения о Шуйской строчевышивальной артели впервые встречаются в архивном фонде Ивановского областного статистического управления за 1934 год в списках промышленных предприятий кооперативных промартелей с правом выпуска изделий промысла.

В 1934 году Шуйская артель объединяла 12 кустарей. В 1940 году она насчитывала уже 125 человек. В это время кроме артельных форм применялся надомный труд, а недостатка вышивальщиц в г. Шуя не было. Образец скатерти того времени, хранящийся в музее народного искусства г. Москвы, свидетельствует о том, что в этот период традиционные вышивки продолжают развиваться. Все вышивки этого времени отличает блестящее исполнительское мастерство.

В годы войны Шуйская артель была переведена на пошив обмундирования, но уже после постановления СНК СССР «О мерах по развитию народных художественных промыслов Промкооперации СССР от 25.08.1942г» началось восстановление промысла. К тому времени Шуйский Строчсоюз, объединивший артели области, распался, и каждая артель развивалась самостоятельно.

В 50-х годах появились машины, на которых стали выполнять машинную вышивку. Шуйских мастериц ручной и машинной вышивки отличает виртуозное владение разнообразными техниками и высокое качество исполнения. Следование художественным особенностям традиционной вышивки Шуи, сохранение узоров и приемов старинного шитья, высокий уровень исполнительского мастерства обеспечили Шуйскому промыслу экономическую стабильность и творческую индивидуальность.

Вторая половина 60-х годов отмечена реорганизацией артели в Шуйскую строчевышивальную фабрику и переездом в новое здание, где объединялся весь технологический процесс. Разнообразным становится ассортимент фабрики с непременным условием сохранения традиционных техник вышивки (строчки, тамбурных швов и вышивки в традициях русской белой глади). Весь ассортимент, выпускаемый предприятием, утверждается Областным художественным советом. В эти годы за систематический выпуск качественной продукции предприятию присвоен Диплом I степени Всесоюзного постоянного павильона лучших образцов товаров народного потребления Министерства торговли СССР.

В апреле 1966 года решением Исполкома Ивановского областного Совета депутатов трудящихся и Президиума Облсовпрофа коллективу присвоено звание «Предприятие высокой культуры», в 1967 году фабрике присвоено почетное звание «Предприятие коммунистического труда». Предприятие было неоднократным победителем городских, областных и республиканских соревнований.

Творческие работы предприятия демонстрировались на Всемирной выставке в Брюсселе, на ЭКСПО – 67 в Монреале, на ЭКСПО – 70 в г. Осаке и много раз на выставках ВДНХ и ВВЦ. Серия блузок выпущена для участников фестиваля на Кубе. По решению Оргкомитета выпускался ряд изделий с тематикой «Олимпиада – 80». Ассортимент фабрики отобран, запродан и передан для музеев г. Москвы «Народные художественные промыслы», г. Иваново «Историко-революционный и краеведческий музей им. Бурылина», г. Плеса «Народные художественные промыслы Ивановской области», г. Шуи «Литературно-краеведческий музей им. Бальмонта».

Творческий коллектив предприятия бережно относится к богатым традициям Шуйского строчевышивального производства, постоянно совершенствуя его.

В настоящее время творцами фабрики разрабатывается ассортимент с традиционными для Шуи техниками мелкой строчки по рефети, тамбурным шитьем и вышивкой в традициях русской белой глади, воспринятыми предприятием от старого дореволюционного промысла. В ассортименте предприятия женские платья, платья-костюмы, комплекты, блузки, фартуки, постельное и столовое белье, изделия для декоративного оформления интерьера, мужские сорочки и т.д.

Созданием и разработкой изделий на фабрике занимается творческий коллектив, состоящий из специалистов. На каждое изделие разрабатывается индивидуальный рисунок с обязательным использованием традиций промысла. Технологический процесс предприятия предусматривает поэтапный переход от склада сырья до склада готовой продукции с особенностями технологического процесса. Вся рефеть для строчевых техник изготавливается вручную по строчному расчету. В технологии изготовления строчки разнообразные ажуры по мережкам и глад.верхошов, выполненные на машине и вручную настилы, бабурки, колоски, цветочки и т.д. Строчевая техника г. Шуи часто выполняется с цветным контуром. Для нанесения рисунков тамбурной и машинной верхошовной техники используется ручной способ перевода рисунков «припорох». В выполнении этих техник используются традиции промысла «русского тамбура» и «русской белой глади».

Коллекции предприятия только за последние годы не раз завоевывали I и

II места в различных конкурсах и ярмарках.

Коллектив является неоднократным призером и лауреатом «Текстильного салона» г. Иваново и «Лен – в товары России» в г. Вологда, выставок и ярмарок ВДНХ и ВВЦ.

Так, в 2008 и 2009 годах за участие в конкурсе «Лен - в товары России» присвоено I место в номинации «Народный костюм. Традиции и современность». Предприятию был присужден «Серебряный феникс» за I место среди коллекций национальных костюмов на фестивале «Плес на Волге. Льняная палитра» в 2010 и 2011 годах.

Предприятие занесено в перечень предприятий народных художественных промыслов страны и области.

Впервые предприятие утвердило перечень образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства Московским экспертным советом при Министерстве промышленности, науки и технологий в сентябре 2001 года. Такая работа проводится и внастоящее время. Весь ассортимент предприятия утвержден и прошел экспертизу Областного художественного совета г. Иваново по отнесению к образцам народных художественных промыслов в соответствии с Перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, утвержденных Приказом Минпромторга России от 15 апреля 2009г. № 274

 

 

Художественная вышивка
155900 г. Шуя, Ивановская область, ул. Свердлова, 55-Б