menu

За что министр культуры России поблагодарила мастера «Дулевского фарфора»

В конце марта Дулевский фарфоровый завод облетела новость: министр культуры РФ Ольга Любимова объявила благодарность Марине Яснецовой. Корреспондент «Подмосковье сегодня» узнал, каким трудом дается высокое признание.

– Да я ведь рассказывать не умею, тем более о себе, – смущается художница и берется за кисть.

Марина Яснецова росла в творческой семье. Отец, Владимир Климентьевич, положил начало династии художников по фарфору, мать, Вера Павловна, работала живописцем-копировщиком в художест­венной лаборатории, а брат в 90-е создал частное предприятие «Кузнецовский фарфор». Марина успела поработать на семейном производстве, но лучшие свои росписи создала на Дулевс­ком фарфоровом заводе. В ее творчестве присутствуют народные мотивы, цветы, растительный орнамент. Она вдохновляется работами старых мастеров и прогулками на природе.

– Бывает, видишь новую форму – сразу понимаешь, что с ней можно сделать, образ вырисовывается. Иногда, наоборот, расписанные чайник или чашка должны рядом постоять, тогда что-то появляется перед глазами, – объясняет она.

В живописный цех покрытое глазурью фарфоровое изделие попадает после двух обжигов при температуре 980о С и 1380о С. Для росписи используются керамические краски и раствор драгоценных металлов. Чтобы нанес­ти цвет «на белье» – белую поверхность – как можно ровнее, мастер берет гречес­кую губку, окунает ее в раст­вор краски, а затем, вращая заготовку, аккуратно касается губкой края и «растамповывает» слой. Затем изделие вновь отправляют в печь.

– Для каждого цвета есть своя температура, – делится секретами председатель производственного кооператива «Дулевский фарфор» Петр Сивов. – Например, золото обжигается позже других слоев, чтобы сохранить яркость и блеск.

Часто на сервизах Дулевского завода изображена «агашка» – роза с круглыми лепестками пурпурного оттенка, которые наносят крупными мазками кисти. По легенде, «агашки» были придуманы работницами завода с именем Агафья, распространенным в подмосковных деревнях. Яркие розы до сих пор остаются фирменным стилем Дулева. Предметы, расписанные Мариной Яснецовой в этом стиле, можно найти в магазине завода и в музее при нем.

Чаще всего мастерица воплощает в жизнь собственный замысел. Но в последнее время у коллекционеров и любителей растет интерес к советской скульптуре в копиях. Вот так, за росписью фарфоровой «Сплетницы» советской художницы Малышевой, ее застала новость о награде от министра.

– Вошел руководитель и торжественно это объявил, – улыбается Марина. – Это было так неожиданно! Я до сих пор не осознала!

Ольга Любимова наградила художницу 1-й категории художественной лаборатории Дулевского фарфорового завода грамотой «За большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу».

– Марина Владимировна создала большое количество рисунков для фарфора, многие из которых внедрены в производство, – с гордостью говорит Петр Сивов.

За 37 лет работы художница успела изучить разные техники росписи и также поделиться опытом с молодым поколением. Теперь в перерывах от работы хочет обустроить своими руками дом, на который никак не хватало времени.

ИСТОЧНИК

4 апреля