menu

На площадке МТПП эксперты обсудили проблемы народных художественных промыслов и предложили способы решения

27 июля Гильдия креативных индустрий при МТПП провела круглый стол на тему: «Конкурентоспособные современные модели развития предприятий НХП: бизнес, культурный код, образование, продвижение».

     Вице-президент МТПП Александр Крутов, приветствуя участников мероприятия, сказал: «Я не уверен, что за краткое время круглого стола удастстcя выработать полную и ёмкую резолюцию, но ваш экспертный опыт и потенциал сделают всё возможное для того, чтобы это получилось. И результатом этого заседания будут правильным образом сформулированные материалы, которые будут донесены до людей, принимающих решения».

    Модерировавший круглый стол председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП Константин Авагимов напомнил, что, если говорить про Москву, исторически крупных предприятий народно-художественных промыслов (НХП) в городе нет: «Но есть большое количество компаний по реализации продукции НХП и не замечать этого невозможно. Кроме того, в Москве работает большое количество ремесленников, целых трудовых коллективов, которые так или иначе «двигают» эту тему». Он подчеркнул, что НХП неразрывно связаны с территориями своего возникновения: «Наша задача всё это сохранить, развить, большое внимание уделить развитию территорий и инфраструктуры на местах». Константин Авагимов отметил также, что очень остро стоит кадровый вопрос – людям, которые занимаются народно-художественными промыслами, в среднем 65-70 лет. Ключевым также является вопрос сбыта продукции.

     Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов высказал свою точку зрения на проблемы индустрии художественных промыслов и предложил пути их решения. Эксперт пояснил, что народные художественные промыслы – сложная индустрия, на которую можно смотреть с трех разных точек зрения. И каждая точка зрения будет определять механизмы поддержки и главное – развитие отрасли.

Первая точка зрения. К индустрии можно относиться как к мелкосерийному промышленному производству, где крайне высока доля ручного труда. Такой тип производства требует специальных мер поддержки.

Вторая. Это живое, неформализованное сохранение и воспроизводство историко-культурного наследия. А значит, тут должны работать механизмы, применяемые для сохранения культурного, исторического опыта.

Третья. Это индустрия творческая, где каждый продукт является результатом труда конкретного автора. И здесь должны работать все механизмы, характерные для индустрий, построенных на авторском праве. От его защиты до провенанса и определения художественного достоинства работ, защиты их подлинности.

«Проблема в том, что эти три взгляда соотносятся с разными органами власти и разными полномочиями. Соответственно, поддержка выглядит фрагментарно, несистемно, нескоординированно. А нужен комплекс совершенно разных мероприятий, собирающих все институты необходимые для развития отрасли. Будет комплексность – будет хороший эффект», - уверен Игорь Намаконов.

     Председатель правления группы компаний Fashion Hub Russia Валентина Ростовщикова представила уникальный проект популяризации культурного наследия, народных художественных промыслов и ремесел России и их интеграции в современный интерьер, городскую среду - «Ёлки России». Эксперт уверена, что важнейшая задача – обеспечить промыслы работой. А Москва должна стать центром, где надо развернуть сеть «правильных» с точки зрения продажи промыслов магазинов. Спасение промыслов – в обеспечении их заказами.  «Необходимо создание единого оператора, который может объединить в своих руках и наследие, и сохранение промыслов, и понимание их проблематики, и создание комплексных выставок, – это вариант, который позволил бы в одном ключе держать межсекторное взаимодействие. Отсутствие такого оператора — это большая проблема», - считает Валентина Ростовщикова.

   Директор ЦТИ «Фабрика», председатель Союза Креативных кластеров Ася Филиппова посвятила свое выступление созданию креативных территорий и инфраструктур креативных индустрий.

Гендиректор АО «Федоскино» Илья Озорин рассказал о том, что главная цель коллектива «Федоскино» - возродить былую славу фабрики и создать центр притяжения для творческих людей: «Мы перезапускаем все бизнес-процессы, обновляем производство, всё ставим на «современную ногу». Естественно, с уважением к полувековой традиции «Федоскино». Илья Озорин отметил, что идёт активная работа по продвижению «Федоскино», чтобы «оно было модно, понятно и доступно».

     Руководитель дирекции сопровождения проектов и традиционных медиа АНО «Национальные приоритеты» Ольга Старикова рассказала о поддержке, которую АНО оказывает государственным компаниям: «Наша ключевая задача – повышение узнаваемости национальных проектов, мер, которые входят в национальные проекты, а также отдельных программ».

     Директор центра управления лидерскими проектами Агентства стратегических инициатив Светлана Егельская рассказала, что в этом году теме поддержки креативных индустрий уделяется большое внимание: «В частности мы совместно с экспертами выработали предложения для порядка десяти проектов в сфере креативных индустрий. И эту работу мы намерены продолжать. У нас в каждом регионе есть сетка общественных представителей по разным профилям и, с учётом постоянной работы и взаимодействия с бизнесом и региональными органами власти, мы в силах продвинуть и помочь более эффективно выносить решения, и организовывать мероприятия на различных площадках».

     Директор инжинирингового центра на базе Казанского государственного института культуры Шамиль Султанов уверен, что развитие креативных индустрий, а тем более развитие народных художественных промыслов – «вопрос значимый». «Главный фактор развития креативных индустрий, да и любой отрасли – это человеческий капитал. И чем раньше мы начнём готовить молодёжь, обучать компетенциям в рамках креативного бизнеса, тем быстрее получим значимые результаты», - уверен Шамиль Султанов. Затем он рассказал об инициативе «Придумано в России», в рамках которой создаются творческие лаборатории, инкубаторы и креативные пространства и проиллюстрировал, как нужно подходить к подготовке кадров в сфере креативных индустрий.

     Как прошло заседание Госсовета по народным художественным промыслам и какие вопросы уже удалось проанализировать, рассказала эксперт по работе с системными предложениями бизнеса и институтов развития Анна Афанасьева.

     Председатель московского отделения Союза дизайнеров России, вице-президент Ассоциации Гильдии Профессионалов Ландшафтной Индустрии Мария Черняк уверена, что, когда идёт разговор о модных креативных кластерах, необходимо помнить, что за этим стоят творческие люди, к которым необходим подход. «Поэтому любые проекты, связанные с их поддержкой, должны проходить через творческие объединения, потому что настоящий художник боится всего, прячется, ему хорошо творить в своём тихом мирке и отдавать это. Чтобы быть лояльными к этим людям, нужно находить к ним отдельные подходы», - считает Мария Черняк.

     Председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин коротко рассказал о большой работе, которую ведёт ассоциация и о том, что сейчас представляют собой промыслы. В основном это малые и микропредприятия, разбросанные по самым разным уголкам страны. Спикер предложил способы решения отраслевых проблем.

   Завершая мероприятие, сенатор РФ Александр Гусаковский сказал: «Год культурного наследия закончился, а мы с вами в этой теме живём. Значит, она нам дорога, мы ей дышим и с ней работаем. Это очень важно, потому что мы, каждый на своём месте, сохраняем культурный код, который, я уверен, удержит нашу Россию там, где она должна быть». Сенатор отметил, что на круглом столе были рассмотрены отличные примеры того, как надо «подавать и продавать промыслы».

Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы. 

ИСТОЧНИК

29 июля