menu

Льняные ткани российского производства не годятся для тонкой работы

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Вологодские кружева и сейчас у всех на слуху, а вот о крестецкой строчке знают немногие, хотя в свое время скатерти, полотенца и многие другие предметы обихода с такой вышивкой пользовались огромной популярностью у населения. Возник этот вид народного промысла в конце 19 века в деревне Старое Рахино Новгородской области, где издавна выращивали лен. Именно полотно из льна отлично подходит для строчевой вышивки. Суть техники этого вида рукоделия в том, что нити основы и утка подрезаются и выдёргиваются из полотна, образуя сетку, по которой и идет вышивка. Кстати, крестецкая строчка так официально и именуется - «строчевая вышивка по предварительно обработанной сетке». 

Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески и полотенца, многие из которых передавались из поколения в поколение. Крестецкая строчка получила мировую известность в 1911 году после участия в первой показательной выставке народных художественных промыслов России. С тех пор крестецкий гипюр неизменно вызывал восхищение публики на многочисленных мероприятиях, в том числе и международных. До Второй мировой войны изделия крестецких мастериц экспортировались во многие страны Европы. Сегодня более 100 образцов этой уникальной вышивки находятся в фондах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. В январе 2019 года крестецкой фабрике, продолжательнице и хранительнице традиций промысла, ныне известной как «Крестецкая строчка», исполнится 90 лет.

ВСЕ С НУЛЯ

Лучшие годы крестецкой строчки пришлись на советское время. Слава фабрики шла далеко за пределы СССР, ее коллектив насчитывал 600 человек, мастерицы работали в три смены. В конце 90-х предприятие, как и многие другие, начало угасать. За время после распада СССР оно несколько раз меняло хозяев и в итоге, полностью разваленное и разоренное, к 2015 году оказалось в списке банкротов. Мало кто ожидал, что некогда известная фабрика когда-нибудь сможет вновь заявить о себе на всю страну. Подобное развитие событий было бы сродни чуду. Однако чудо действительно произошло. Нашлись такие люди, для кого-то – чудаки и безумцы, для кого-то – спасители и пример для подражания, которые сделали былью заветную мечту ценителей крестецкой вышивки и патриотов Новгородчины. Вдохновителями возрождения трагически забытого русского промысла стали предприниматель из Санкт-Петербурга Антон Георгиев и его супруга Александра, дизайнер.

Купить и попытаться реанимировать пришедшее в упадок производство, на котором сменился, ничего не добившись, уже не один инвестор, – это очень рискованный шаг. Но семья Георгиевых рискнула. Антон уже был знаком со своим приобретением – впервые на фабрике он побывал в начале 90-х, когда в гости к его отцу приехали знакомые шведы, покупавшие на «Крестецкой строчке» занавески, скатерти и салфетки для гостевых домов и высоко ценившие эти изделия. Впечатлили они и Антона Георгиева, поэтому, узнав о продаже фабрики, он, после некоторых колебаний, принял решение – покупать. Основной своей задачей Антон Георгиев видел спасение и возрождение прекрасного художественного промысла с богатой историей, на втором месте стояло приведение дел фабрики в порядок и налаживание способного давать прибыль производства. Восстанавливать все пришлось буквально с нуля: вести реконструкцию здания, модернизировать оборудование.

Но самым главным было найти и вернуть на фабрику опытных мастериц, организовать процесс обучения молодых строчильщиц. Сейчас на фабрике работает 26 вышивальщиц, некоторые из них уже в третьем поколении занимаются этим промыслом. Творческое направление возглавляет заслуженный художник РФ Мария Евгеньевна Афанасьева, которая отдала фабрике 46 лет и до сих порпередает своё искусство молодым. Воссоздали на фабрике и музейную экспозицию предметов костюма и быта, куда вошли уникальные образцы строчевой вышивки прошлого века.

ОРИЕНТИР НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК

За годы своего существования фабрика неоднократно принимала участие в международных выставках и отправляла свои изделия на экспорт. Но как показал опыт нынешних дней, ориентироваться надо в первую очередь на внутренний рынок. По наблюдениям Александры и Антона Георгиевых, на международных выставках у иностранцев можно видеть интерес к крестецкой вышивке, но они воспринимают ее, скорее, как экзотику. Происходит это по той простой причине, что народные промыслы являются локальным достоянием и каждый ценит свое. Значит, нужно возвращать интерес к нашей вышивке у нас. В итоге упор был сделан на российских покупателей, и этот шаг себя постепенно оправдывает. Сейчас мастера фабрики создают и развивают стабильный национальный бренд, доступный для любых категорий покупателя, в том числе и в регионах.

Некоторое время назад у одного из известных в мире моды фэшн-дизайнеров вышла коллекция с крестецкой строчкой. Она всем понравилась, вышивка привлекла внимание и получила много лестных отзывов. Переговоры с различными модельерами по дальнейшей разработке этого направления
идут, однако основной упор фабрика делает на свои силы. Александра Георгиева, дизайнер «Крестецкой строчки», тонко чувствует стиль,и создает самобытные коллекции с крестецкой строчкой. Эксклюзивный дизайн, уникальность, художественная выразительность, гармония традиций и современности придают им дополнительную ценность.

Также владельцы фабрики надеются, что им удастся вырастить собственные кадры из молодежи, которая трудится на производстве.

Специалисты фабрики вдумчиво ищут свой стиль и прокладывают путь к сердцам покупателей. Конкуренции и подделок они не боятся, так как у фирмы есть патент на производство и географическое наименование, да и сам труд мастерицы, работающей в технике крестецкой строчки, отваживает бракоделов и халтурщиков – чтобы им заниматься, надо любить свою работу. Таких мастеров, которые вручную смогут повторить узоры крестецкой строчки, на свете единицы.

Ещё в пятидесятые годы, чтобы сделать продукцию фабрики более массовой, специалисты начали разработку машинной художественной вышивки. На производстве и сейчас используется некоторое оборудование еще советских времен, т.к. не все современные машины дают необходимое качество.

Иногда покупатели, глядя на хрупкий и строгий, как кристаллик снежинки, узор, сомневаются: стоит ли тратить деньги на вещь с такой вышивкой, не порвется ли она, не разойдутся ли нитки? Специалисты единогласно уверяют: опасения беспочвенны. Скатерти и одежда с такой вышивкой передавались из поколения в поколение и отлично сохранились, даже несмотря на жесткий режим стирки прежних времен. Вышивка на льняном полотне настолько плотная, а современные средства для стирки настолько эффективны, что ее можно отбеливать, крахмалить, кипятить, и ничего с ней не произойдет.

НОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ КРЕСТЕЦКОЙ СТРОЧКИ

На фабрике большое внимание уделяют брендингу товара. На каждой упаковке стоит подпись вышивальщицы, а надписи оформляют художники-каллиграфы. Антон Георгиев считает, что изделия его предприятия значительно удобнее дарить, например, иностранцам (хотя, на самом деле, не только им), чем многие другие традиционные предметы в стиле From Russia with Love. И это не говоря о том, что такой подарок, изящный и строгий, является прямым уходом от стереотипов к wow-эффекту: полученная вместо условного самовара или всем хорошо известной хохломы декоративная салфетка в компактном красивом простроченном конверте вызывает благоговение и восторг.

Традиционная крестецкая строчка – это вышивка белым по белому. Но, по словам Александры, многие покупатели просят что-нибудь не только белое, но и контрастное, поэтому дизайнер с коллегами постоянно экспериментирует с новыми оттенками материалов и вышивки, например, красного, стального или терракотового цветов. Поставщиков хорошего сырья найти непросто. Льняные ткани российского производства грубоваты и не годятся для тонкой работы. Белорусский лен по качеству чуть лучше, он мягче и приятнее на ощупь, и его сейчас заказывают на Оршанском комбинате в Белоруссии, одном из самых крупных льняных производств в мире. Но даже белорусский лен, отлично подходящий для домашнего и столового текстиля, не всегда хорош для костюмной группы. Самые лучшие на сегодняшний день льняные ткани для одежды производит Италия, но используя дорогую по стоимости итальянскую ткань, мы лишим многих людей в России возможности купить себе красивую вещь с крестецкой вышивкой, так как она им будет просто не по карману. В настоящее время в работе используются белорусские, голландские, китайские, индийские ткани, и вопрос приобретения новых тканей всегда стоит на повестке дня.

СТИЛЬ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ

Хотя с цветом сейчас можно поиграть, сами элементы вышивки остаются такими же, как и сто пятьдесят лет назад. Они подобны алфавиту: состоят из букв, которые являются базой всего, из которых можно составить простое слово, а можно – сложнейший текст.

Одна из главнейших задач новгородских мастериц — сделать так, чтобы крестецкая строчка осталась такой же узнаваемой, как и в начале своего славного пути. Традиционный облик и аристократичность вышивки ставятся во главу угла, поэтому Антон Георгиев вынужден отказываться от заказов, которые выглядят как китч. Например, от предложений вышить на партии белых салфеток золотые вензеля. Для уважающего себя бренда с вековой историей такие вещи неприемлемы.

Сейчас высокохудожественные изделия фабрики включили в подарочный фонд Президента Владимира Путина. Творения рук крестецких мастериц уже продаются в магазинах партнёров и концептуальных бутиках одежды Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Кроме того, фабрика открыла свой интернет–магазин www.krstrochka.ru, а в посёлке Крестцы работает фирменный магазин, где покупки можно совершить по фабричным ценам.

Ульяна Кухтина

Антон Георгиев:
Все процессы на производстве идут, мы стараемся их вести как можно быстрее. Впереди – реализация еще нескольких проектов, но о них мы расскажем позже. В настоящее время мы заняты расширением ассортимента, созданием новой продукции, планируем открытие фирменного магазина в Санкт-Петербурге и в Москве, ну и, конечно, в Великом Новгороде. Развиваем направление экскурсионного обслуживания, так как наша фабрика-музей проводит экскурсии по производству, обладает уникальной коллекцией строчевой вышивки и архивом исторических фотографий.

 

13 февраля