Жостовский поднос – современная сказка
Со стороны кажется, что народные промыслы – это больше об искусстве, чем о производстве. Это не так: сегодня жостовская фабрика располагает своим станочным парком для штамповки более 30 форм подносов. При их создании используется качественная сталь, которую скрепляют в три слоя. Фабрика уже много лет закупает металл у «Северстали», и по качеству претензий нет. Кроме штампованных подносов, в ассортименте есть эксклюзивные подносы ручной ковки. Главное требование к заготовкам под роспись – идеально гладкая ровная поверхность.
Немногие знают, что жостовский промысел зарождался как масляная роспись по папье-маше. Затем к прессованной бумаге добавили металл для прочности, через какое-то время он стал основным материалом. Сегодня фабрика расписывает подносы, подстаканники, самовары из металла, шкатулки и небольшие сувениры из дерева, шары и посуду из стекла, изделия из натуральной и искусственной кожи, экспериментирует с фарфором. Жостовские мастера не пишут по образцам – они творят по воображению, по правилам, усвоенным и отточенным в практике многих поколений, находя новые возможности для передачи красоты. Технологии жостовской росписи остаются неизменными с момента основания промысла. Масляные краски наносятся в несколько слоев. Каждый слой, нанесенный на металл, сушится в специальной печи. Завершающим этапом является покрытие изделия двойным слоем глянцевого лака.
В XXI веке поднос – это не просто сувенир на полке, но и часть декора интерьера. Фабрика часто сотрудничает с дизайнерами для создания особых лимитированных коллекций подносов и выпускает другие изделия с авторской ручной росписью – серьги и заколки, браслеты и броши.
Сегодня на фабрике работают чуть менее 70 человек, большая часть из которых – художники декоративной росписи. Умение писать в “фирменном” стиле достигается длительным обучением и практикой. Чаще всего будущих мастеров приходится доучивать “из-под руки” опытного художника, ведь новички приходят сюда без специальной подготовки. Раньше художников для Жостовской фабрики готовили в специальных училищах, больше всего выпускников было из Федоскинского художественно-промышленного училища. Сегодня сюда приходят скорее энтузиасты, чем профессионалы. Однако на фабрике с радостью обучают и принимают в свои ряды всех, кто горит желанием. Коллектив здесь сплоченный, средний срок работы - не менее 15 лет. На фабрике надеются, что дополнительным источником новых талантов станет Художественная студия жостовской росписи, открытая в Москве. Первый набор курса заканчивает обучение весной, и кто-то из учеников наверняка станет отличным художником.
При покупке жостовского подноса следует быть внимательными. У настоящих подносов обязательно стоит товарный знак на обратной стороне и имеется сертификат подлинности. Писать «Жостово» на своих изделиях имеют право художники, проживающие только в этой деревне. Кустарные изделия могут стоить дешевле, но их отличает невысокое качество – неровные бортики, подтеки лака, некачественная роспись. Самая лучшая гарантия подлинности – покупка в Москве в фирменном магазине «Жостово» и в Художественной школе-студии, в магазине при фабрике или через ее веб-сайт.
“Руководство фабрики делает все для того, чтобы предприятие оставалось прибыльным, - говорит генеральный директор предприятия Андрей Алексеевич Климачев. - Подносы - не самая утилитарная вещь в современных домах, а для сохранения промысла фабрика должна оставаться прибыльной. Для того, чтобы продукция фабрики пользовалась спросом, мы постоянно расширяем ассортимент изделий: делаем картины в багете, посуду, елочные украшения, жестяные и деревянные шкатулки и многое другое. Мы надеемся на неформальный подход художественно-экспертного совета Московской области, принимающего решение об отнесении продукции к изделиям народных художественных промыслов. Это имеет решающее значение для возможности использовать льготы, предусмотренные действующим законодательством для народных промыслов, и эффективно взаимодействовать с курирующими нас на региональном уровне Министерством инноваций и на федеральном уровне – Министерством промышленности и торговли. В целом к отрасли народных промыслов ощущается подъем интереса, мы связываем его с общемировой тенденцией к поиску национальной самоидентификации”.
Сюжеты рисунков на жостовских подносах меняются в зависимости от модных тенденций. Например, недавно модный дизайнер Сергей Сысоев использовал подмосковный народный промысел в создании своей новой коллекции одежды под маркой ZHOSTOVO, которую он представил в Йоханесбурге. Говорят, она произвела фурор среди модных критиков. А помогала Сергею одна из лучших жостовских мастериц Татьяна Агеева.
Как говорят в отделе сбыта предприятия, сейчас повышенным спросом пользуются изделия с умеренным количеством цветов, не слишком яркой и даже монохромной росписью. Также популярна роспись, выходящая за борта подносов, обрамленная скромной лаконичной отводкой вместо традиционного орнамента. Также в моде предметы, полностью расписанные утонченным орнаментом.
Кто скажет, что поднос – это не современно? Главное – выбрать тот, что придется по душе именно вам.
Фото: zhostovo.ru, фотобанк Московской области, sergeysysoev.ru
18 марта