menu

Изделия народных художественных промыслов – в каждый дом!

Значительное число производимых художественных изделий для дома весьма ценятся современными покупателями, предпочитающими высокое качество исполнения и неповторимый дизайн в своем жилье. Однако далеко не вся продукция доходит до массового потребителя; более того, ряд промыслов постепенно теряют ранее значимые для торговли позиции в силу удаленности от крупных населенных пунктов и недостаточного финансирования, необходимого для собственного развития. Об этом и многом другом мы попросили подробнее рассказать председателя правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», члена правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики, члена-корреспондента Российской академии художеств Геннадия Александровича Дрожжина.

– Геннадий Александрович, насколько сегодня предприниматели заинтересованы в регулярных поставках изделий народных промыслов, как этому процессу способствует выставочная деятельность и какие из промыслов сумели заметно развиться после демонстрации своей продукции и благодаря усилиям Ассоциации?
– Один из основных факторов неудовлетворительного состояния всей отрасли народных художественных промыслов (НХП) сегодня заключается в полном отсутствии инфраструктуры сбыта выпускаемых изделий, причем как внутри страны, так и за рубежом. Это подтверждает и выставочно-ярмарочная деятельность, куда съезжается огромное число представителей отрасли в надежде обеспечить себе сбыт.
Простой пример – московская выставка «Ладья». Общая площадь последней выставки около 25 тыс. кв. м, посещаемость – почти 100 тыс. человек (включая представителей рынка) в течение нескольких дней.
Нам бы очень хотелось, чтобы в рамках выставки осуществлялась не только ярмарочная деятельность, но и оптовая торговля – это одна из главных задач Ассоциации. Очень важно, чтобы все представители торгового пространства могли приезжать на данную и другие наши выставки (в частности, в Уфе, Кисловодске и иных городах) и к концу года, например в декабре, промысловики уже имели у себя план заявок на следующий год с объемами закупок. Этим мы сейчас и занимаемся. Определенные положительные сдвиги есть, но пока этого не достаточно и мы продолжаем работу в этом направлении.

– В какой степени сегодня деятельность Ассоциации зависима от государственного вмешательства и в чем выражается поддержка Ассоциации местными и федеральными представителями власти?

– Ассоциация на всем протяжении своей деятельности находится в тесной связи с госорганами, государству под силу осуществлять и финансовую и законодательную поддержку. Но мы, в свою очередь, не просто ожидаем какого-либо участия со стороны государственных структур, а целенаправленно занимаемся законотворческой деятельностью, направленной на создание максимально благоприятных условий функционирования всех народных художественных промыслов. В частности, только за последний период сделано немало поправок в федеральные законы. Например, 44-й закон дает право представителям НХП без конкурса реализовывать свою продукцию. Кроме того, вся государственная поддержка по линии Минпромторга осуществляется по инициативе Ассоциации. Также стоит сказать о нашем участии в принятии налоговых льгот на федеральном уровне.

– Выставочная деятельность Ассоциации собирает большое количество заинтересованных конечных покупателей; не возникало ли в этой связи желания создать помещение с постоянно действующими павильонами самых востребованных промыслов? Если да, то что тормозит этот процесс?
– Это наша больная тема. В Москве проживает около 20 млн человек, а магазины и салоны, где можно встретить продукцию российских промыслов, можно по пальцам пересчитать… Практически отсутствует розничная торговая сеть НХП. Наши обращения и на федеральном, и на региональном уровнях пока что не находят поддержки. К сожалению, у нас полностью отсутствует инфраструктура сбыта.
Раньше за рубеж свою продукцию поставляли многие организации промыслов. Реализация шла более или менее успешно. Сейчас такого рода продажи практически полностью отсутствуют. Их нужно возрождать.

 

– Если говорить о посуде, насколько современные представители промыслов отражают в выпускаемых изделиях традиционные мотивы, которые имеют более чем вековую историю?
– Такие крупные марки, как «Дулево», «Вербилки», «Хохлома» и иные, стараются сохранять и отражать в своих изделиях традиционные мотивы. Однако потребности рынка связаны с новым современным дизайном, поэтому производственные компании, относящиеся к НХП, частично предлагают самый разнообразный дизайн своей продукции, актуальный для сегодняшнего потребителя. Иначе им просто не выжить. При этом задача и нашей Ассоциации, и государственных структур, принимающих участие в развитии НХП, следить за выполнением именно традиционных национальных изделий мастерами и художниками промыслов.
– Насколько оправдано использование в промыслах современных синтетических материалов, например продуктов химической промышленности (синтетические материалы и покрытия), а также пластика, силикона и пр.? Существуют ли примеры успешного взаимодействия кустарного мастерства и современного сырья?
 - Если говорить о сырьевой базе, впрочем, как и о готовых изделиях, здесь важнее всего соответствие экологическим стандартам. То есть вся продукция промыслов должна быть экологически чистой! И здесь в приоритете, разумеется, природные материалы: дерево, глина, металл, хрусталь, натуральные нити и пр.

Никто не запрещает использовать продукцию из силикона и других искусственных материалов, если это оправдано или вызвано острой необходимостью, но натуральное сырье, безусловно, должно лидировать. Тем более что у нас его хватает.

– Какие из результатов Ассоциации текущего года вы считаете самыми важными?
– Сложно дифференцированно подходить к этому вопросу. Важно все: и законодательная платформа, и условия для деловых контактов, и стимулирование уже редких на сегодняшний день промыслов. Главное, чтобы промыслы могли развиваться, расширять свой сбыт. Достичь этого не просто, тем более что в последнее время мы наблюдаем снижение численности кадров, сокращение рабочих мест, уменьшение объемов выпускаемой продукции… Удержать очевидный спад, а тем более преодолеть негативный процесс – вот к этому мы стремимся. Когда нам удается пусть даже локально решить возникающие проблемы промыслов – это самое важное.
– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка и ближайшие перспективы для предприятий народных промыслов?

– В настоящий момент состояние рынка оцениваю как неудовлетворительное. Идет падение платежеспособного спроса населения. Изделия промыслов – не предмет первой необходимости. Так что объемы продаж нельзя назвать высокими. Стагнация промыслов длится уже более четверти века, ряд промыслов сегодня не пользуются государственной поддержкой, мы находимся в тисках промышленных критериев. А ведь у нас большое количество ручного творческого труда (60-80%), и, конечно, тут данные критерии не подходят. И пока такая ситуация сохраняется, думаю, будет не так хорошо, как хотелось бы. Надо оценивать промыслы как национально-культурное достояние и никак иначе. Хочется надеяться, что с таким подходом рынок НХП постепенно восстановится и покажет неплохое развитие. А изделия НХП будут занимать видные места в каждом доме.

 

ИСТОЧНИК

23 декабря