Изделия народных художественных промыслов – в каждый дом!
Значительное число производимых художественных изделий для дома весьма ценятся современными покупателями, предпочитающими высокое качество исполнения и неповторимый дизайн в своем жилье. Однако далеко не вся продукция доходит до массового потребителя; более того, ряд промыслов постепенно теряют ранее значимые для торговли позиции в силу удаленности от крупных населенных пунктов и недостаточного финансирования, необходимого для собственного развития. Об этом и многом другом мы попросили подробнее рассказать председателя правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», члена правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики, члена-корреспондента Российской академии художеств Геннадия Александровича Дрожжина.
– Геннадий Александрович, насколько сегодня предприниматели заинтересованы в регулярных поставках изделий народных промыслов, как этому процессу способствует выставочная деятельность и какие из промыслов сумели заметно развиться после демонстрации своей продукции и благодаря усилиям Ассоциации?
– Один из основных факторов неудовлетворительного состояния всей отрасли народных художественных промыслов (НХП) сегодня заключается в полном отсутствии инфраструктуры сбыта выпускаемых изделий, причем как внутри страны, так и за рубежом. Это подтверждает и выставочно-ярмарочная деятельность, куда съезжается огромное число представителей отрасли в надежде обеспечить себе сбыт.
Простой пример – московская выставка «Ладья». Общая площадь последней выставки около 25 тыс. кв. м, посещаемость – почти 100 тыс. человек (включая представителей рынка) в течение нескольких дней.
Нам бы очень хотелось, чтобы в рамках выставки осуществлялась не только ярмарочная деятельность, но и оптовая торговля – это одна из главных задач Ассоциации. Очень важно, чтобы все представители торгового пространства могли приезжать на данную и другие наши выставки (в частности, в Уфе, Кисловодске и иных городах) и к концу года, например в декабре, промысловики уже имели у себя план заявок на следующий год с объемами закупок. Этим мы сейчас и занимаемся. Определенные положительные сдвиги есть, но пока этого не достаточно и мы продолжаем работу в этом направлении.
– Ассоциация на всем протяжении своей деятельности находится в тесной связи с госорганами, государству под силу осуществлять и финансовую и законодательную поддержку. Но мы, в свою очередь, не просто ожидаем какого-либо участия со стороны государственных структур, а целенаправленно занимаемся законотворческой деятельностью, направленной на создание максимально благоприятных условий функционирования всех народных художественных промыслов. В частности, только за последний период сделано немало поправок в федеральные законы. Например, 44-й закон дает право представителям НХП без конкурса реализовывать свою продукцию. Кроме того, вся государственная поддержка по линии Минпромторга осуществляется по инициативе Ассоциации. Также стоит сказать о нашем участии в принятии налоговых льгот на федеральном уровне.
Раньше за рубеж свою продукцию поставляли многие организации промыслов. Реализация шла более или менее успешно. Сейчас такого рода продажи практически полностью отсутствуют. Их нужно возрождать.
Никто не запрещает использовать продукцию из силикона и других искусственных материалов, если это оправдано или вызвано острой необходимостью, но натуральное сырье, безусловно, должно лидировать. Тем более что у нас его хватает.
– В настоящий момент состояние рынка оцениваю как неудовлетворительное. Идет падение платежеспособного спроса населения. Изделия промыслов – не предмет первой необходимости. Так что объемы продаж нельзя назвать высокими. Стагнация промыслов длится уже более четверти века, ряд промыслов сегодня не пользуются государственной поддержкой, мы находимся в тисках промышленных критериев. А ведь у нас большое количество ручного творческого труда (60-80%), и, конечно, тут данные критерии не подходят. И пока такая ситуация сохраняется, думаю, будет не так хорошо, как хотелось бы. Надо оценивать промыслы как национально-культурное достояние и никак иначе. Хочется надеяться, что с таким подходом рынок НХП постепенно восстановится и покажет неплохое развитие. А изделия НХП будут занимать видные места в каждом доме.
23 декабря