Для народных промыслов разработают бизнес-модель
За последние три месяца объёмы продаж народно-художественных промыслов сократились на 70 процентов. Но, несмотря на это, отрасль не только выстояла, но и помогла обеспечить россиян средствами защиты. «Оренбургский пуховый платок», «Тверские узоры», вологодская «Снежинка» и другие известные предприятия внесли свою лепту в производство масок. О том, как промыслы будут развиваться после окончания пандемии и каким образом готовящийся Минпромторгом законопроект позволит защитить народные художественные промыслы и повысить их рентабельность, замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова рассказала в видеоинтервью в рамках авторского проекта Наталии Пилюс «О культуре в Год памяти и Славы» в «Парламентской газете».
- Уважаемая Гульназ Маннуровна, Минпромторг сегодня — уникальное министерство, которое связано с работой всех направлений экономики России. Мы благодарны ведомству за быстрое реагирование на экстренные условия, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции. Вы курируете работу народных художественных промыслов. Как сегодня обстоят дела в отрасли? Работали ли предприятия и мастера во время пандемии? Какие дополнительные меры поддержки были оказаны им в этот период?
- Спасибо за оценку нашей работы. Как известно, большая нагрузка легла на промышленность во время пандемии, из-за чего отдельные отрасли в последние месяцы работали в круглосуточном режиме. Мы также делали всё, чтобы поддержать отрасли, которые в этот непростой период времени вынуждены были приостановить производство и часть сотрудников вывести на удалённную работу. В их числе оказались народно-художественных промыслы (НХП. — Прим. ред.), поскольку рынок свернулся буквально за два-три месяца и объёмы продаж сократились на 70 процентов. В это время большинство предприятий постаралось развернуть интернет-продажи своей продукции. Но это не могло восполнить в полной мере потери свертывания розничных продаж.
В связи с этим 12 мая решением Правительства РФ народные промыслы были включены в перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. С 12 мая до 22 июня около 30 предприятий НХП федерального перечня уже воспользовались различными мерами поддержки: одним предоставили отсрочку налогов и страховых платежей, другим — денежные средства для сохранения трудовых коллективов. Отмечу, что промыслы не остались в стороне от работы по обеспечению регионов средствами индивидуальной защиты.
Десять организаций, которые имеют технологический цикл, схожий с лёгкой промышленностью, развернули на своих производствах пошив масок из марли, сатина и хлопка. Среди них — всем известные «Оренбургский пуховый платок», «Крестецкая строчка», «Тверские узоры», вологодская «Снежинка», «Елецкие кружева», «Кадомский вениз» и многие другие. Как видите, отрасль живая и динамично реагирует на все изменения.
- Минпромторг ведёт серьёзную законотворческую работу, и мы — члены Комитета Государственной Думы по культуре, очень рады нашему плотному сотрудничеству. Скажите, пожалуйста, за это время выработаны ли какие-то предложения, инициативы для поддержки народно-художественных промыслов на законодательном уровне?
- Мы смягчили критерии порядка отнесения предприятий к народно-художественным промыслам. Кроме того, министерство предложило увеличить объём финансирования отрасли в текущем году на 250 миллионов рублей, чтобы до конца года компенсировать предприятиям расходы на социальные выплаты и страховые взносы. Ещё одна наша инициатива даёт возможность воспользоваться мерами господдержки предприятиям НХП независимо от того, падают или растут объёмы продаж, при условии, что им удалось сохранить коллектив и выплачивается зарплата сотрудникам. Надеюсь, все предложения будут одобрены Правительством.
Кроме того, мы подготовили первую редакцию поправок в наш базовый закон о поддержке и развитии отрасли. В четвёртом квартале этого года планируем внести его в Госдуму. Напомню, в действующем законодательстве нет положений, направленных на охрану интеллектуальной собственности и уникальных традиций. Эти нормы содержатся в предложенных нами изменениях. Также в законопроекте будет учитываться всё возможное разнообразие участников отрасли. Сегодня в федеральном перечне НХП 83 предприятия, в то время, как по нашим данным, в России тех, кто занимается народными промыслами, более тысячи. В своей инициативе мы уточнили некоторые понятия: «мастер», «организация НХП», «автор произведения», «творческая мастерская» и другие. Кроме того, мы вводим такие понятия, как «творческая лаборатория народных художественных промыслов», «научно-творческая группа по народным художественным промыслам», так как считаем, что народные промыслы необходимо изучать, возрождать и передавать традиции. Законопроектом мы планируем создать экономическую модель, которая позволит предприятиям НХП выплачивать достойную зарплату мастерам, обеспечивать продажи изделий и сохранять уникальные технологии и традиции.
Ещё одно важное направление работы министерства — поддержка территорий, где расположены промыслы и живут наши мастера. Совместно с субъектами мы реализуем программы, главная цель которых — «раскачать» отрасль, чтобы серьёзные инвесторы обратили на неё внимание. Надеюсь, что в ближайшие годы будут реализованы крупные проекты в разных регионах РФ, а на карте страны появятся не менее 10 туристических кластеров, привязанных к промыслам. И тогда молодёжь не захочет уезжать из родного края, продолжая уникальный «генокод творчества» и преемственность поколений в народных промыслах будет сохраняться.
- Ваше министерство также занимается вопросами организации изготовления музыкальных инструментов в рамках национального проекта «Культура». Мы понимаем, что перевести выпускающие музыкальные инструменты предприятия на удалённую работу невозможно. В этой связи серьёзно выросла доля выпадающих доходов. Кроме того, это грозит невыполнением обязательств по срокам национального проекта. Какие меры в этой связи предлагает министерство?
- Реализация нацпроекта продолжается, и мы находимся в тесном взаимодействии с Минкультуры. Во втором полугодии 2020 года планируем направить дополнительные средства для продолжения программы, поскольку требуется минимум 7 лет, чтобы эти производства начали работать. По нашим расчётам, около трёх тысяч музыкальных инструментов можно будет производить и продавать на территории нашей страны. Не сомневаюсь, у программы большой потенциал. Наши исследования показывают, что многие родители хотят, чтобы их дети получили музыкальное образование. А для этого нужны доступные инструменты, в том числе и по цене.
Беседовала Наталия Пилюс
29 июня