menu

Русские промыслы: Павловопосадские платки

Пару недель назад вышла первая статья из проекта «Русские промыслы». Цель этой серии материалов — показать и рассказать, какие классные вещи делают на территории нашей страны. Вторая на очереди — история про павловопосадские платки. Мы лично съездили на Павловопосадскую платочную мануфактуру, чтобы все узнать из первых уст. В дождливый день меня и фотографа встретил главный художник мануфактуры — Виктор Иванович Зубрицкий. Он работает здесь с 1963 года и знает это место как никто другой. Мы провели вместе с ним пять часов, и вот что нам удалось выяснить за это время.

Фото: Даша Масленникова


Кто и когда основал павловопосадскую мануфактуру

Павловопосадские платки производят на мануфактуре в одноименном городе, который находится в паре часов езды от Москвы. Платочное предприятие было основано еще в 1795 году, а во второй половине XIX века оно стало фабрикой Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова. Тогда начали производить шерстяные платки с нарядным рисунком. Что еще стоит учесть — В. И. Грязнов был не только талантливым предпринимателем, но и известным религиозным деятелем. Скончался он в 1869 году, а в 1999-м был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии как святой праведный Василий Павловопосадский. Так что Павловопосадская мануфактура — пожалуй, единственное предприятие, у которого есть небесный покровитель.

Девушки в шалях, которые выпускает Московское производственное платочное объединение в городе Павловском Посаде, 1973. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

© Юрий Абрамочкин


Как изготавливают павловопосадские платки 

Павловопосадские платки и шали — набивные. Это значит, что рисунок не «печатают на принтере», а каждый цвет наносится (набивается) на ткань отдельно через специальный шаблон. Цельный рисунок платка складывается из двух десятков шаблонов — их может быть и больше.

История. Раньше эта работа выполнялась вручную. В качестве шаблона использовали деревянные резные доски. «Манерами» наносили контур рисунка, а «цветками» — сам цвет. Для каждого цвета использовался отдельный шаблон — как и сейчас. Правда, деревянные заполняли только часть рисунка — соответственно, чтобы отпечатать один платок, нужно было сделать от четырех до 24 наложений досок. И это только один цвет, а их могло быть очень много. Таким образом, на один платок приходилось более 400 наложений — которые еще надо идеально совместить, чтобы рисунок оставался ровным. Это было очень тяжелой физической работой, и выполняли ее только мужчины. После набивки рисунка платок проходил еще несколько процессов — закрепление красителя, промывка, сушка и обвязка бахромы.

Фото: Талиб Шиллаев


Фото: Даша Масленникова


Современность. Сейчас платочный рисунок наносят печатники через шаблон при помощи специального оборудования — трафарет для отдельного цвета уже занимает всю площадь платка.

Шерстяную ткань, которую тоже производят тут, раскатывают на длинном печатном столе — шаблон автоматически перемещается на каждый платок, ракля двигает краску по шаблону, и так на ткань набивается нужный цвет. Шаблоны меняют два работника — они же заливают краску в специальный отсек.

Фото: Даша Масленникова


Фото: Даша Масленникова


Фото: Талиб Шиллаев


Фото: Даша Масленникова

Тонкие платки печатаются немного по-другому — также все делается через шаблоны, но уже не шаблон движется над тканью, а ткань, приклеившись к печатному ковру, перемещается под трафаретами, и появляется рисунок.

Фото: Талиб Шиллаев


Кто придумывает дизайн платков

Рисунки придумывают и выполняют художники — эскиз (он же крок) делается вручную в реальном размере платка. Один рисунок могут печатать в разных цветовых вариантах (колоритах) — они так различаются, что не всегда замечаешь сходство. Почему большинство платков такие яркие? Виктор Иванович, главный художник, объясняет это тем, что в наших широтах человеку не хватает солнца, большую часть года плохая и пасмурная погода — хочется буйства красок, хотя бы на платке.

В павловопосадском рисунке есть три основных направления — цветы, орнаменты (часто восточные), смесь того и другого. Также есть штучные изделия, посвященные разным событиям, но они скорее коллекционные. Одновременно выпускаются сотни моделей — некоторые из них печатаются десятилетиями, некоторые выходят только временно. Все зависит от спроса — если продажи рисунка падают ниже установленного показателя, то рисунок снимают с производства.

«У нас есть школа авторского павловопосадского платочного рисунка, — рассказывает Долгов Вячеслав Геннадьевич, заместитель генерального директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». — Именно все эти слова входят в правильное наименование этого явления. Здесь важно, что это целая школа, так как уже сложились и более полутора веков развиваются художественные традиции. Искусствоведы признают, что это определенный стиль рисунка. Павловопосадский платок узнаваем. Цветы на нем натуралистически выписаны и есть большое количество сочетаний орнаментов разных времен и народов. Важно, что все детали рисунка должны гармонировать друг с другом. Это основные специфические вещи. Особенность: на павловопосадского художника нигде не учат, есть только реальный опыт. Специалист в течение нескольких лет занимается отрисовками и ставит руку — вот наш художник, который и должен быть таким: владеть традиционным стилем и уметь все рисовать кисточкой».

Художники Московского производственного платочного объединения работают над рисунком, 1973 год. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости 

© Юрий Абрамочкин


Фото: Талиб Шиллаев


Фото: Талиб Шиллаев


Шелковые павловопосадские платки 

С 2000 года на мануфактуре производятся и шелковые платки — правда, дизайны немного отличаются от классических. Во-первых, на шелке используется другой вид печати, так что контуры изображения могут быть более вариативными. Во-вторых, легкая ткань предполагает и более динамичные композиции.

Фото: Даша Масленникова


Ручной труд 

Обвязку бахромой (клетками в несколько рядов) на павловопосадских платках до сих пор делают вручную. Причем что самое интересное — не в стенах мануфактуры. Как и 150 назад, бахрому плетут надомницы. То есть почти готовый платок с приметанными к краю нитями выдают на дом специалистам, а затем забирают обратно. Виктор Иванович Зубрицкий говорит, что раньше в летнее время года женщины постоянно сидели на лавочках у домов и плели эти украшения на свежем воздухе. И это было обычной составляющей жизни в Павловском Посаде.

Фото: Талиб Шиллаев


Чем живет мануфактура сейчас

Еще до начала пандемии мануфактура запланировала грандиозный проект — строительство большого музея. Здание решили сделать в стиле корпуса 1901 года, в котором находится ткацкий цех. Внутри будет постоянная экспозиция с элементами «дополненной реальности», кинозал, будут проводить мастер-классы и много всего — очень надеемся, что, несмотря на сложный для всех период, этот проект будет реализован в полной мере.

Фото: Талиб Шиллаев


Как государство помогает русским промыслам

Без НДС. «В отличие от многих других видов деятельности, у промыслов есть меры поддержки, — говорит Вячеслав Геннадьевич. — Они начинаются с Федерального закона о народных помыслах — №7-ФЗ от 06.01.1999 года, в котором изложены основные понятия и принципы осуществления этой сферы деятельности и указывается, что государство должно поддерживать промыслы. Это в общем виде. Есть конкретные меры, например, в Налоговом кодексе — льготы для народных промыслов. По НДС — те изделия, которые прошли экспертизу на двух уровнях: в региональном экспертном совете, а потом и в федеральном совете, НДС не облагаются. При этом не уплачивается налог на землю под объектами, расположенными в месте производства. Для предприятий, которые не применяют упрощенную систему налогообложения, есть льготы по региональным налогам — ставка по налогу на прибыль может быть снижена на четыре процента и размер налога на имущество уменьшен на 50 процентов».

Субсидии. При этом есть мера поддержки — прямое субсидирование из федерального бюджета части расходов на производство изделий народных художественных промыслов и на их продвижение. Эти субсидии выплачиваются Министерством промышленности и торговли РФ для более 80 организаций народных промыслов и по определенным направлениям расходов. Выплачиваются компенсации на часть произведенных расходов — 30 процентов на сырье и материалы, 90 процентов на продвижение изделий на рынок (реклама, выставки). Выдаются субсидии на модернизацию производства (при лизинге оборудования) до 50 процентов и на пусконаладку оборудования — до 80 процентов. Компенсируются 90 процентов от суммы страховых взносов, которые идут в фонд оплаты труда, а также по 90 процентов расходов на электроэнергию и на газ. Предполагается также субсидировать 90 процентов расходов на тепловую энергию. Это очень существенные меры поддержки, и они помогли бы предприятиям выжить, но Минпромторг с начала этого года не выдавал субсидий. Существуют еще региональные меры поддержки, но они в каждом регионе свои».

Помощь во время пандемии. «По рынку продаж ситуация на сегодняшний момент очень тяжелая, — продолжает Вячеслав Геннадьевич. — В период пандемии производство народных промыслов было отнесено к пострадавшим отраслям. В апреле и мае выделялись деньги по МРОТ на каждого сотрудника — то есть государство помогало обеспечить выплату зарплаты для тех предприятий, которые отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). К сожалению, наша мануфактура из-за большой численности не является МСП, и этих денег мы не получали.

Также есть мера поддержки по Постановлению правительства №696 от 16 мая — это кредит по ставке два процента для предприятий. Работает это так: в банке выдают предприятию кредит на шесть месяцев на зарплату всего персонала, по сумме МРОТ плюс страховые взносы на каждого работника. Если предприятие сохранит численность в размере не меньше чем 90 процентов к показателю на 1 июня этого года, то тогда через десять месяцев, то есть к 1 апреля 2021 года принимается решение, что кредит гасится, и предприятие ничего банку не выплачивает. Это тоже хорошая мера поддержки, но не все было так просто. Например, наша платочная мануфактура получила сумму только на пять месяцев, потому что долго рассматривались документы в банке. Но эти деньги помогают выживать.

Нужно еще сказать об особенностях изделия народного промысла как товаре. Тут уместны такие формулировки — изделие не является ни предметом первой необходимости, ни товаром повседневного спроса. А раз так — продажи такого товара относятся к другому уровню удовлетворения потребностей, не первой необходимости, а культурных. Рынок сбыта этих изделий имеет ограниченный спрос. Покупатели — только граждане нашей страны и иностранные туристы. Сейчас туристов нет. А внутренний покупатель стеснен в средствах. Продажи сильно просели, на 50 процентов точно, по сравнению с обычными временами. Это очень опасные уровни падения, при которых нужно решать лишь одну задачу: как сохранить промысел».

Фото: Талиб Шиллаев


Фото: Талиб Шиллаев


Фото: Талиб Шиллаев


Фото: Талиб Шиллаев

19 ноября