menu

Борисовская керамика

– Как вы оцениваете потенциал отечественных производителей фарфоро-фаянсовой посуды и изделий интерьера, сможет ли отечественный производитель в обозримом будущем порадовать потребителя?
 

– Никак! Как можно оценить то, чего нет?! Оценивать-то нечего уже! Отрасли нет, остались жалкие ошметки некогда серьезной и мощной отрасли, работавшей как на отечественный рынок, так и на экспорт по всему миру, с особенной и фундаментальной фарфоро-фаянсово-майоликовой школой. Теперь нет ни отрасли ни школы, остались отдельные носители фундаментальной информации, которых на пальцах одной руки можно пересчитать, всё! Поэтому был когда-то потенциал, мощный потенциал, серьезные производственные мощности, но все это в прошлом. Поэтому порадовать не получится, и на это есть как объективные, так и субъективные причины.

 
– Что вы имеете в виду?
 
– Будем говорить о том состоянии «уставшей» отрасли, которое имеет место быть. Объективно это то, что сейчас мы, отечественный производитель, практически не влияем на свой отечественный же рынок в силу того, что наша доля на нем мизерна, это первое. Второе – это то, что продукция отечественных предприятий, как правило, не отвечает современным запросам потребителя как по формам, так и по дизайну. Поэтому рассчитывать на качественный подъем не приходится. Третье – это отсутствие специалистов, которые понимают тенденции на рынке и влияют на производство практически и технологически, за год такие специалисты не появятся, минимум 5-7 лет. Далее, объективно то, что в нашем случае в стране сложилась ситуация, при которой последние 30 лет выгоднее привезти из Китая и Европы, нежели сделать на территории страны. Продукция из Китая всегда была дешевле, а из Европы  качественнее и интересней, в силу этого наша продукция проигрывала по всем направлениям и сдавала свой рынок импорту. Так как наши затраты на производство всегда были высокими (это прежде всего энергоносители и налоги), а цены на  продукцию довольно низкими, то иностранные компании не спешили выкупать банкротившиеся отечественные предприятия, и они все пошли на металлолом. Субъективно – это то, что зависит непосредственно от руководства предприятий, но, поскольку нет объективного интереса, откуда взяться положительным субъективным тенденциям?
Зарплаты минимальные, рентабельность производства на грани, интерес как таковой отсутствует, нет преемственности, потому что нет школы; нет развития, потому что нет финансового ресурса; финансового ресурса нет, потому что нет рентабельности и перспектив. В целом это замкнутый круг, на который не может повлиять отдельно взятый субъект хозяйствования, а если может, то это из разряда исключения, которое, как известно, только подтверждает правило. По-хорошему, в последнее время не появилось в нашей отрасли ни толковых отечественных  инвесторов, ни крепких иностранных производителей, которые бы отважились не только организовать производство на территории РФ, но и привнести свои технологии и технические решения. Если что-либо где и сделано, то очень примитивно или неполно, а это значит, что продукции мирового уровня у нас как не было, так и нет. Деньги на ветер!

 

– Хорошо, а что вы предлагаете?! Что нужно делать?! 

– Я ничего никому не предлагаю, это бизнес, я им живу. А вот что делать – это  извечный вопрос по жизни, но на него в нашем случае есть банальный ответ, и тут я ничего нового не скажу, ну совсем ничего. Делать нужно то, что востребовано потребителем, желательно при максимально возможной марже, которой должно хватить не только на хлеб с маслом, но и на развитие. Ну, уж если вообще не понимаешь, какой рынку нужен продукт, то едь на международные выставки в Китай и Европу и попытайся сообразить, что ты можешь выпустить на своем предприятии из того, что увидел на выставке. Всё! Куда уж проще?! Но если уж и после этого не понятно, что и как, ну тогда остается одно – идти и заниматься чем-либо таким, чтобы не нужно было особо думать и измышлять. Нечего занимать чужое место, мучиться самому и мучить людей!

 

– А как же взаимодействие с торговлей? Не поверю, что нет обратной связи с запросами на те или иные конкретные изделия, дизайны и т.д.

– Взаимодействие с торговлей конечно же есть, но оно очень своеобразное. Если с мелкой розницей и оптом как-то еще удается говорить на одном языке, то с сетевыми торгашами это практически невозможно, там сплошной монолог, такое ощущение, что они сами с собой разговаривают! Степень самомнения и важности менеджеров по закупкам зашкаливает, а диалога не просто нет, он зачастую основывается на принципе: а мне так надо! А мы по-другому не работаем, всё! С сетью договор подписывается только сетевой, такой же толстый, как собрание сочинений Владимира Ильича Ленина, и в котором ты, поставщик или производитель, не прав с первой страницы, потому что изъявил желание своим товаром побеспокоить их сетевое  «величество», с другими формами договоров они тоже не работают, у них же есть утвержденный формат! Все эти фразы они, эти недоделанные боХи торговли, повторяют как мантры. Они сами уже настолько верят в свою богоизбранность, что не просто искренне удивляются иному мнению, они просто его не слышат. В общем, если у вас рядовой, т.е. обычный товар, то работать с сетями у вас нормально не получится, только в соответствующей позе и желательно не ослаблять улыбку от получаемого удовольствия, а то могут подумать, что с вами что-то не так, и отдадут вашу полку конкуренту. Откаты менеджерам, которые могут завести в сеть, никто не отменял, «подарки» в процессе работы тоже. Порой приезжаешь на переговоры в офис сети и понимаешь, что лучшая выставка импортного автопрома – она здесь, на служебной парковке, никуда больше ехать не надо.

 

– Ну как-то вы все сгущаете, все работают, значит, можно же!?

 – Конечно можно, многим деваться просто некуда, сети же задавили всю мелкую розницу своим финансовым, но еще больше административным ресурсом, онлайн-кассы, налоги, запреты и т.д., вы думаете, чьих рук дело?! Когда ума не хватает конкурировать честно, тогда в ход идут такие вот грязные приемы.

 

– Как это не хватает ума, неужели вы подвергаете сомнению уровень нашего ретейла?! 

– Ретейл – это в Европе, в Прибалтике ретейл, даже на Украине, а у нас сетевые торгаши, вот их уровень! Даже те, кто из Европы пришел, не сильно отличаются от наших доморощенных.

 

– По каким критериям, прежде всего, вы оцениваете уровень ретейла?

– Ассортимент и выкладка. Ассортимент убогий, а по промтоварам так вообще складывается ощущение, что все наши сетевики на одной китайской оптовке затариваются. У всех одно и то же, с разными ценами, но с одним говняным качеством, манагеры-то от китайцев откаты тоже получают, и эта практика – она многолетняя, поэтому и везут хлам под разными наклейками. Да и продукты питания через сети – тоже наихудшего качества, они производителей продуктов питания уже так опустили по рентабельности, что тем деваться некуда, они заведомо уже делают всё с наихудшими ингредиентами, и это не может не влиять на качество. А последняя тенденция удешевления привела к тому, что яиц не десяток, а девяток, масла не 100, а 95 г и т.д. Это всё мне напоминает мультфильм про скорняка и 7 шапок! Богатый заказчик у скорняка спрашивает: а 7 шапок можно из одной шкурки? Да, можно! Вот так и сети у нас: мы не согласовываем вам повышение цен на 5 или 7%, и нам пофиг, что у вас электроэнергия, газ, сырье и т.д. подорожало, а мы вот не согласовываем и всё тут! И давай производитель мозги себе выкручивать, чтобы вроде все то же самое, да не то  же по затратам. И появляются у нас вот такие вот маркетинговые прорывы: пачка масла 95 г вместо 100. Вот они семь шапок-то, про размер-то не подумали! А рядовой потребитель не знает всех этих перипетий между торгашами и  производителем и клянет на чем свет стоит тот или иной хлебокомбинат или молокозавод, а виновник негатива – он совсем близко, но кто это понимает, да и толку-то!

Выкладка товара примитивная, базарная, я бы сказал, никакой мысли, никакой изюминки, за редким исключением, и то в большей степени подсмотренное и скопированное в Европе или Прибалтике. Ну, вот ладно мы, уцелевшие  производители посуды, беднота, а вот сети с такими деньгами, с такими заработками, с этим непрекращающимся отжиманием всех и вся – и такой примитив в подходе к ведению бизнеса! Это говорит уже об уровне высшего менеджмента, а уровень посредственный, гордиться им нечем, при прочих равных условиях конкуренцию в той же Прибалтике они проиграют сходу!
Есть, конечно, отдельные сети, преимущественно пришлые из Европы или наши с интересными попытками выделиться на фоне всей этой убогости и серости, но этого так мало и вяло, что на общий фон практически не влияет. В общем, в погоне за прибылью наши ведущие  сетевики избрали самый незамысловатый подход с упором на административный ресурс, как прямого влияния, так и завуалированного.

 

– Как-то вы, Константин Анатольевич, пессимистично на все смотрите!  Производственных успехов нет, ретейл тоже не радует.

– Ну как-то да, можно, конечно, замазать свои затемненные очки розовой краской, применить воображение, но когда есть с чем сравнить, вот тогда сложно обмануться!

 

– Константин Анатольевич, может, вы хотите что-то пожелать производителям и ритейлу?

– Пожелать?! Да, могу пожелать, отчего ж не пожелать?! С удовольствием пожелаю включить мозги наконец-то и воспользоваться этим самым ценным ресурсом.

26 ноября