Борисовская керамика
– Никак! Как можно оценить то, чего нет?! Оценивать-то нечего уже! Отрасли нет, остались жалкие ошметки некогда серьезной и мощной отрасли, работавшей как на отечественный рынок, так и на экспорт по всему миру, с особенной и фундаментальной фарфоро-фаянсово-майоликовой школой. Теперь нет ни отрасли ни школы, остались отдельные носители фундаментальной информации, которых на пальцах одной руки можно пересчитать, всё! Поэтому был когда-то потенциал, мощный потенциал, серьезные производственные мощности, но все это в прошлом. Поэтому порадовать не получится, и на это есть как объективные, так и субъективные причины.
– Хорошо, а что вы предлагаете?! Что нужно делать?!
– Я ничего никому не предлагаю, это бизнес, я им живу. А вот что делать – это извечный вопрос по жизни, но на него в нашем случае есть банальный ответ, и тут я ничего нового не скажу, ну совсем ничего. Делать нужно то, что востребовано потребителем, желательно при максимально возможной марже, которой должно хватить не только на хлеб с маслом, но и на развитие. Ну, уж если вообще не понимаешь, какой рынку нужен продукт, то едь на международные выставки в Китай и Европу и попытайся сообразить, что ты можешь выпустить на своем предприятии из того, что увидел на выставке. Всё! Куда уж проще?! Но если уж и после этого не понятно, что и как, ну тогда остается одно – идти и заниматься чем-либо таким, чтобы не нужно было особо думать и измышлять. Нечего занимать чужое место, мучиться самому и мучить людей!
– А как же взаимодействие с торговлей? Не поверю, что нет обратной связи с запросами на те или иные конкретные изделия, дизайны и т.д.
– Взаимодействие с торговлей конечно же есть, но оно очень своеобразное. Если с мелкой розницей и оптом как-то еще удается говорить на одном языке, то с сетевыми торгашами это практически невозможно, там сплошной монолог, такое ощущение, что они сами с собой разговаривают! Степень самомнения и важности менеджеров по закупкам зашкаливает, а диалога не просто нет, он зачастую основывается на принципе: а мне так надо! А мы по-другому не работаем, всё! С сетью договор подписывается только сетевой, такой же толстый, как собрание сочинений Владимира Ильича Ленина, и в котором ты, поставщик или производитель, не прав с первой страницы, потому что изъявил желание своим товаром побеспокоить их сетевое «величество», с другими формами договоров они тоже не работают, у них же есть утвержденный формат! Все эти фразы они, эти недоделанные боХи торговли, повторяют как мантры. Они сами уже настолько верят в свою богоизбранность, что не просто искренне удивляются иному мнению, они просто его не слышат. В общем, если у вас рядовой, т.е. обычный товар, то работать с сетями у вас нормально не получится, только в соответствующей позе и желательно не ослаблять улыбку от получаемого удовольствия, а то могут подумать, что с вами что-то не так, и отдадут вашу полку конкуренту. Откаты менеджерам, которые могут завести в сеть, никто не отменял, «подарки» в процессе работы тоже. Порой приезжаешь на переговоры в офис сети и понимаешь, что лучшая выставка импортного автопрома – она здесь, на служебной парковке, никуда больше ехать не надо.
– Ну как-то вы все сгущаете, все работают, значит, можно же!?
– Конечно можно, многим деваться просто некуда, сети же задавили всю мелкую розницу своим финансовым, но еще больше административным ресурсом, онлайн-кассы, налоги, запреты и т.д., вы думаете, чьих рук дело?! Когда ума не хватает конкурировать честно, тогда в ход идут такие вот грязные приемы.
– Как это не хватает ума, неужели вы подвергаете сомнению уровень нашего ретейла?!
– Ретейл – это в Европе, в Прибалтике ретейл, даже на Украине, а у нас сетевые торгаши, вот их уровень! Даже те, кто из Европы пришел, не сильно отличаются от наших доморощенных.
– По каким критериям, прежде всего, вы оцениваете уровень ретейла?
– Ассортимент и выкладка. Ассортимент убогий, а по промтоварам так вообще складывается ощущение, что все наши сетевики на одной китайской оптовке затариваются. У всех одно и то же, с разными ценами, но с одним говняным качеством, манагеры-то от китайцев откаты тоже получают, и эта практика – она многолетняя, поэтому и везут хлам под разными наклейками. Да и продукты питания через сети – тоже наихудшего качества, они производителей продуктов питания уже так опустили по рентабельности, что тем деваться некуда, они заведомо уже делают всё с наихудшими ингредиентами, и это не может не влиять на качество. А последняя тенденция удешевления привела к тому, что яиц не десяток, а девяток, масла не 100, а 95 г и т.д. Это всё мне напоминает мультфильм про скорняка и 7 шапок! Богатый заказчик у скорняка спрашивает: а 7 шапок можно из одной шкурки? Да, можно! Вот так и сети у нас: мы не согласовываем вам повышение цен на 5 или 7%, и нам пофиг, что у вас электроэнергия, газ, сырье и т.д. подорожало, а мы вот не согласовываем и всё тут! И давай производитель мозги себе выкручивать, чтобы вроде все то же самое, да не то же по затратам. И появляются у нас вот такие вот маркетинговые прорывы: пачка масла 95 г вместо 100. Вот они семь шапок-то, про размер-то не подумали! А рядовой потребитель не знает всех этих перипетий между торгашами и производителем и клянет на чем свет стоит тот или иной хлебокомбинат или молокозавод, а виновник негатива – он совсем близко, но кто это понимает, да и толку-то!
– Как-то вы, Константин Анатольевич, пессимистично на все смотрите! Производственных успехов нет, ретейл тоже не радует.
– Ну как-то да, можно, конечно, замазать свои затемненные очки розовой краской, применить воображение, но когда есть с чем сравнить, вот тогда сложно обмануться!
– Константин Анатольевич, может, вы хотите что-то пожелать производителям и ритейлу?
– Пожелать?! Да, могу пожелать, отчего ж не пожелать?! С удовольствием пожелаю включить мозги наконец-то и воспользоваться этим самым ценным ресурсом.
26 ноября