Кризис народного промысла: что убивает дело умельцев
Большую часть товаров народных промыслов не нужно представлять: в каждой семье найдется то, что сделано российскими мастерами вручную. Как же ремесленники переживают кризис и может ли их дело приносить прибыль?
Исследователи убеждены, что сейчас этой сфере приходится нелегко: покупательская способность только падает, туристов становится все меньше, поэтому рынок ограничен в возможностях. Кроме этого, производители не могут повысить маржинальность товара, иначе спрос на него пропадет.
По мнению президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, Россия остается одной из немногих стран, где сохранились художественные промыслы, но сейчас они находятся в сложной ситуации и некоторые могут исчезнуть.
В 2015 году минкультуры Татарстана утвердило реестр народных и художественных промыслов республики, тогда в него вошло 41 предприятие. Среди них есть как производители национальной одежды, так и кузнецы с ювелирами. Самое известное из них — это Кукморский валяльно-войлочный комбинат.
Осенью этого года уполномоченный при главе Татарстана по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев заявлял, что маркетплейсы являются зоной торговли, где нет конкуренции у продавцов сувениров и товаров народного промысла.
По данным Минпромторга и Ассоциации «Народные художественные промыслы России» оборот таких товаров на рынке составляет 7,86 млрд рублей. Большая часть средств достается текстильным изделиям — 940 млн рублей, на втором месте по заработку идет метал — 870 млн рублей, на третьем — керамика — 510 млн рублей.
Сегодня в России художественным промыслом занимаются 300 предприятий. Практически все они относятся к малому бизнесу. Редким исключением является, например, Павлопосадская платочная мануфактура, занимающаяся выпуском платков и шалей. Рисунки для платков художники до сих пор рисуют вручную.
В 2019 году выручка предприятия составила 722 млн рублей. Из-за коронавируса весной и летом этого года оно практически не работало, но и сейчас загруженность производства не вернулась на прежний уровень. Другой проблемой для народных промыслов остаются кадры. Ремесленники-мастера не могут найти учеников.
«Промыслы стареют. Средний возраст, я так считаю, наверное, около 50 лет. И если сейчас не принять таких решений кардинальных, то мы можем уже в ближайшее время лишиться всех наших мастеров и художников», — считает Председатель Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.
Одним из главных символов России остается матрешка, многие умельцы совмещают ее со вторым атрибутом страны — хохломской росписью. Для компании «Хохломская роспись» из Нижегородской области матрешка приносит 18% от всех доходов. В прошлом году они составили более 200 млн рублей.
Средняя цена матрешки — 750 рублей. Из этой суммы на зарплаты мастеров, расписывающих изделия вручную, уходит 40% или 300 рублей. 30% или 220 рублей идут на налоговые отчисления, материалы — это 150 рублей или 20% от стоимости, 5% — доставка, еще 5% — затраты на содержание фабрики.
По словам генерального директора компании «Хохломская роспись» Алексея Усанова, повышение себестоимости на 30% улучшило бы ситуацию, но тогда матрешка будет стоить 1 тысячу рублей, и не ясно, будет ли она привлекательна для покупателей.
Согласно данным компании, основной покупатель кукол — это россияне, на иностранцев приходится лишь 20% от всего рынка. Из-за пандемии, закрытия границ и падения платежеспособности доходы «Хохломской росписи» могут упасть на 50%. По оценкам ассоциации, этот год окажется убыточным для большинства умельцев.
В России есть механизмы поддержки для промыслов. Но проблема в том, что ремесла отнесены к промышленности, и каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж.
«Мне кажется, это уже в меньшей степени к промышленному производству, в большей степени это уже художественное произведение. Естественно другой должен быть подход к этому: и к оценке, и к результатам», — считает Катырин.
14 декабря