menu

Семеро с ложкой: кто поддержит народные промыслы в меняющемся мире

Прошедший год оказался сложным для большинства отраслей экономики. Не стали исключением и народные промыслы. Как в разных регионах страны решают проблемы мастеров и где уже сейчас они могут получить поддержку — в материале «Известий».

Берут деталями

2021 год в Удмуртии объявлен годом села, в связи с чем Министерство культуры республики совместно с благотворительным Фондом Елены и Геннадия Тимченко уже начало поддерживать грантами тех, кто своими стараниями оживляет деревенские будни: возрождает древние ремесла, создает культурные центры, вызывает интерес к народным традициям и привлекает туристов.

Один из главных этнических брендов Удмуртии — шольинская роспись. Традиционно такую посуду разрисовывают только кистями из хвоста осенней белки, используя исключительно акриловые краски. За один рабочий день народные умельцы могут расписать до шестидесяти ложек.

Проект «Шольинская роспись»

Посуда с шольинской росписью

Фото: vk.com/Проект «Шольинская роспись» 

— У шольинской росписи есть несколько отличительных элементов: травинки, а главное — это яблоко или рябинка. В других районах возможны ягоды типа смородины, крыжовника, клубники и земляники. А нашу посуду отличают именно яблоки и рябина, — пояснила Елена Глухова, представитель проекта «Шольинская роспись», получившего региональный грант.

Приходится подстраиваться

Сегодня государство поддерживает народные промыслы и ремесла с помощью различных субсидий, рассказала «Известиям» генеральный директор Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» Надежда Копосова.

— Однако, к сожалению, объем производства сейчас не растет, потому что это не товар первой необходимости. Особенно сложно было в 2020 году: первый квартал мы отработали лучше по сравнению с 2019 годом, а с конца марта сильно просели из-за прекратившегося турпотока.

В России работают около 300 промыслов. Казалось бы, много, но за последние 30 лет страна лишилась более 200 уникальных народных производств.

— Коронавирус усугубил ситуацию — сбыт отсутствует, из-за сокращения турпотока остановлена выставочная и экскурсионная деятельность, производство частично приостановлено. При этом около 35% промыслов по различным причинам не смогли в полном объеме воспользоваться господдержкой, предоставляемой организациям из пострадавших отраслей, — отметил председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.

выставка

Музей Жостовской фабрики декоративной росписи

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Несмотря на уникальность и ценность промыслов как исторического наследия страны, им приходится работать на тех же основаниях, что и обычному бизнесу: ориентироваться на спрос, пытаться опередить конкурентов. Нередко это отрицательно сказывается и на качестве продукции, и на перспективах сохранения накопленного опыта поколений. Впрочем, отдельные тренды остаются неизменными уже многие десятилетия.

Однозначно на первом месте по продажам остаются матрешки. В Кирове нашим брендом является дымковская игрушка, она также всегда пользуется спросом. Неплохо продается керамика, потому что это не только красиво, но и функционально, — рассказывает Надежда Копосова. — В то же время на нет сходит шкатулочный промысел — он не очень хорошо продается, хоть шкатулки всё еще есть на полках, и остались люди, которые умеют это делать.Документы и деньги сейчас хранят иначе. Тем не менее мы сохраняем все виды народного искусства, которые были у нас в Вятке, сохраняем коллективы, но факт остается фактом: мы должны следить за веяниями моды и спросом.

Неравная конкуренция

Денег, выделяемых на поддержку народных мастеров, к сожалению, недостаточно: они покрывают расходы на электричество и аренду, но не на рекламу и создание узнаваемых новых продуктов, отметила в разговоре с «Известиями» художник декоративно-прикладного искусства, учредитель ассоциации «Ремесленная палата народно-художественных промыслов и ремесел Крыма» Екатерина Викторова. По ее словам, сейчас, когда ремесленник сам отвечает за сбыт, ему хватает времени только на создание небольшой партии товаров. Кроме того, огромной проблемой в этом является конкуренция с Китаем.

— Мы только производим что-то новое, и если эта продукция выходит на рынок, то следующий год для фабрики будет потерян, потому что китайцы уже успевают это подделать и привезти обратно в Россию. Авторских прав на народные промыслы нет ни у кого, то есть нет технического описания в законодательстве. Это приводит к тому, что Китай или какие-то другие страны берут аналог и делают копию, но доказать это юридически невозможно.

производство

Украшение шкатулки в стиле городецкой росписи

Фото: ТАСС/Михаил Солунин

И это касается не только авторской продукции, но и самых рядовых сувениров, отмечает Викторова.

Очень сложно найти такого рода изделия, произведенные в России. Да, они производятся по аналогам традиционных русских сувениров, но они производятся не у нас, потому что для фабрик это нерентабельно и они не могут производить в таких объемах. Я мониторила сувенирную продукцию в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, и почти везде в местах большого скопления людей преобладает китайская продукция.

Возможные пути решения

Между тем в июне Минпромторг представил первую редакцию законопроекта о народных художественных промыслах (НХП). Документ, в частности, направлен на охрану интеллектуальной собственности и уникальных традиций НХП, так как в действующем законодательстве пока нет подобных положений. Кроме того, законопроект также предполагает создание экономической модели, которая позволит предприятиям НХП выплачивать достойную зарплату мастерам и обеспечивать продажи изделий. В декабре он был направлен в Правительство России.

производство

Алексеевская швейная фабрика, где сохранились и развиваются традиции ручного узорного ткачества

Фото: ТАСС/Егор Алеев

Одновременно идет работа над проектом Стратегии развития народных художественных промыслов до 2030 года. Об этом в октябре сообщила заместитель главы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко.

По ее словам, в России сфера народных художественных промыслов сегодня охватывает около 300 организаций из 64 регионов. За 2019 год ими произведено продукции на 7,86 млрд руб. (рост по сравнению с 2018 годом составил 26,8%). К настоящему времени в 45 регионах также были приняты специальные законы о поддержке народных промыслов. Кроме того, на региональном уровне применяются разные меры поддержки отрасли — финансовая и имущественная помощь, налоговые льготы, содействие в продвижении продукции.

Поддержка грантом

Получить поддержку возможно не только у региональных властей, но и выиграв президентский грант. Как сообщили «Известиям» в Фонде президентских грантов, в 2020 году фонд поддержал 95 проектов, тематически связанных с народным искусством. Общая сумма поддержки составила более 130 млн рублей. За весь же период работы фонда, с 2017 по 2020 год, был поддержан 321 такой проект на общую сумму почти 432 млн рублей.

мастер

Мастер по изготовлению медных изделий Рефат Куртвелиев во дворе своего дома в крымском селе Почтовое

Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

Например, в Тюменской области помогли деньгами проекту «Дорога в ремесло»: школьники путешествуют по селам и деревням региона, посещая мастерские народных умельцев. Мастера рассказывают подросткам о секретах своего ремесла и учат работать с разными материалами — берестой, стеклом, пряжей. В Свердловской области инициаторы проекта «Баской крой» создали коллекцию уральского горнозаводского костюма на основе исторической одежды, хранящейся в краеведческих музеях Свердловской области и у местных жителей.

В селе Черный Отрог Оренбургской области добровольцы проекта «Оренбургский пуховый фасад» украсили фасады двух домов пуховниц — женщин, большую часть жизни посвятивших народному промыслу, — орнаментами, напоминающими узоры пухового платка. Также организаторы открыли центр-мастерскую народных ремесел и провели для всех жителей села и гостей мастер-классы по созданию ажурных архитектурных форм из дерева.

ИСТОЧНИК

8 января