Ростовская финифть
Миниатюрная живопись по эмали в Европе появляется в 16 веке, в России - Сольвычегодске и Москве - на исходе 17 века. А в начале 18 века в стенах монастыря Ростова Ярославского также возникает роспись эмалевыми красками по металлической основе, покрытой эмалью. Она стала называться "ростовской финифтью", приобретя свое особое звучание среди других эмальерных техник.
И дело не только в том, что ростовская финифть имеет очень много общего с живописью по фарфору и выполняется теми же красками. Поскольку финифтяная мастерская была при монастыре, то и живописали там предметы церковного обихода. До нас дошли имена таких мастеров финифтяной миниатюры, как Тарасов, Бурков, Всесвятский, Чайников, Архаров. Они сочетали миниатюрное письмо с золотом и серебром церковного предмета, его чеканным рельефом и драгоценными камнями.
Для миниатюрной росписи бралась тонкая металлическая пластинка, покрывалась белой эмалью и ставилась в муфельную печь для того, чтобы эмаль спеклась с металлом. На этот гладкий и твердый грунт затем переносили рисунок - совсем как на левкас иконописцы - и затем писали эмалевыми красками, разведенными на лавандовом масле или скипидаре. После второго обжига эмалевые краски прочно прилипали к фону и на нем лежали плотно или прозрачно - как задумал мастер.
Во времена расцвета ростовской финифти - в тридцатые годы 19 века медные пластинки под роспись покрывали вместо эмали массой, приготовленной из белого бисера, привезенного с острова Мурано. Такой фон отличался особой прочностью.Особенность ростовской эмали состоит еще в том, что краски при обжиге меняют свой цвет и художник рисует как бы по воображению.
Портретная миниатюра способствовала развитию искусства ростовской финифти. В 1918 году была организована артель, затем стала известна как фабрика "Ростовская финифть". На протяжении восьмидесяти лет мастера народного художественного промысла бережно хранят, продолжают и развивают традиции искусства старинных русских эмалей. Пейзажи ростовских художников, выполненные на крышках небольших шкатулок и пластинах, пронизаны солнечным светом, окутаны туманом, занесены снегами, в них присутствует та легкая дымка, по которой мы узнаем родные дали. Сюжеты на темы былин, народных песен, сказок обладают почти музыкальным звучанием. Портретная миниатюра виртуозно передает настроение подлинника. А всю ростовскую финифть можно и отличить по тому особому чувству, которое возникает у нас при ее разглядывании - это чувство России.