menu

Вологодские эмали

Эмальерное искусство как один из видов художественной обработки изделий из металлов было известно еще в восьмом веке. Оно пришло на Русь из Византии предположительно в 12 веке и приобрело на российской почве свои национальные черты. А вот слово "эмаль" пришло в Россию позже из Франции и вытеснило греческое "финифть" - светлый, блестящий камень.

Следы существования финифтяного ремесла были найдены археологами в Приднепровье, на Оке и Десне, в Киеве и Старой Рязани. В 17 веке славились своими расписными эмалями мастера Сольвычегодска, причем секреты состава для грунтовки изделия и для его росписи держались в строгом секрете.

Эмальерное искусство мастеров, живших в городах русского Севера - Великом Устюге, Вологде и Сольвычегодске, задумали поднять на былую высоту художники предприятия "Вологодские художественные изделия". И блестящие эмали перегородчатые, и витражные прозрачные, требующие от мастера особых профессиональных навыков применяются сегодня при изготовлении шкатулок, декоративных тарелок, настенных панно, женских украшений.

Среди восстановленных технологий эмальерного русского дела и "усольские эмали" - красочная цветочная роспись по белому эмалевому фону в свободной живописной манере, с тенями и деталями, проработанными штриховкой, с удивительным сочетанием цвета - зеленого, оранжевого, голубого на белом фоне.