menu

Скопинская художественная керамика

Земля, на которой лежит Скопин, сверху кажется огромным гончарным кругом, на который некто бросил ком глины и, вращая его, вылепил дороги и поля, овраги и леса, деревни и сам город. А потом щедро полил все золотой, изумрудной, рыжей, синевато-зеленой и серо-голубой поливой. И пустил поверху белые облака... 

Исследования археологов подтверждают, что посуду из глины на этой земле начали лепить в эпоху неолита. Еще в 12 веке, когда на месте нынешнего Скопина стояло Лихаревское городище, среди жителей было немало гончаров, которые изготавливали посуду из светло-жгущейся глины. Посуда после обжига получалась почти белой, простой по форме, но чрезвычайно добротной.     

К 19 веку в Скопине появились гончарные улицы. Простые горшки были всегда в ходу, особенно после того, как гончар Федор Оводов привез из Липецка секрет изготовления глазури. Есть догадка, что фигурную посуду и своеобразную скульптуру скопинские гончары начали делать и выставлять перед воротами домов по требованию городской управы о непременном наличии вывесок перед каждой гончарной мастерской. 

Говорят, что скопинский первый лев был слеплен мастером Жолобовым, увидавшим львов на воротах имения графа Бобринского. Рассказывают, что пышные львиные гривы мастера изготавливают, пропуская глину через дырочки сита...  Скопинские гончары лепят таинственных рыб и драконов, леших и петухов, а еще птицу Скопу, покровительницу гончарного дела и самого города. Они украшают посуду и скульптуру фигурными налепами и маленькими штампиками с узорами, доставшимися от старых мастеров. А еще придумывают свои узоры, виртуозно используя любой предмет, оставляющий на глине красивый отпечаток. 

 Скопинцы помнят имена мастеров фигурной керамики Оводовых, Жолобовых, Максимовых, Ворониных, Пеленкиных, Татищевых. На предприятии работают старейшие местерицы, лауреат Государственной премии Нэлли Насонова и Мария Линева, замечательные ведущие художники Татьяна Голованова, Татьяна Лощилина, Александр и Ирина Якушкины, и у них учится молодежь, которой в керамических мастерских и цехах очень много. Скопин, - это место, где живыми человеческими руками соединяется с нашим временем немыслимо далекий пласт того времени, когда человек осваивал мир и пробовал творить вещи. И в руках современного мастера все та же глина...