menu

Жостово

Букет на подносе - влажные тяжелые розы, легкие незабудки, таинственные, в полутени спрятанные ирисы, подсолнечники, какими их изображали на старинном фарфоре, и неведомые ботаникам цветы из страны фантазий, а над ними - крохотные тропические птички, в перламутровом оперенье цвета кармина и индиго. Охапки цветов, гирлянды цветов на красном, золотом, белом, синем, но чаще всего глубоком черном фоне, отливающем лаковым блеском. По краю подноса - ровному или в узорных фестонах бегло и изящно выписан золотой узор. Поднос издает протяжный гулкий звон - звук металла. 

Более ста семидесяти лет назад между Москвой и Мытищами в деревнях и селах Троицком, Новосильцеве и Жостове стали изготавливать подносы из папье-маше, совсем как на соседней лукутинской фабрике, где делали шкатулки. 

Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Здесь мы встречаем любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой, по-видимому, мало общего. Некто Коробов устроил в конце прошлого века /18 век 1790г./ в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово, Троицкой волости. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Он был известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо усовершенствование в своих товарах. Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г. Заведение это постепенно увеличивалось в размерах и, улучшаясь в качестве товаров, послужило рассадником, откуда вышли другие мастерские: Хозяева их были образованы путем ученичества. Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, они должны были, при столкновении на выставке в Митаве /1836г./ с сибирскими железными, уступить им пальму первенства.

Побежденные производители не упали духом и вместо того чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов. Сибирские были прочны, но плохо покрывались краской – недостаток, который сумели устранить здешние производители, сделавшиеся через то опасными соперниками сибирским торговцам. Значительный спрос на подносы, вызвал усиление этого производства, образование новых мастерских. Вновь возникшие производства изготовляют только подносы, а в стареющих и до сих пор делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но связанных исторически. Впрочем, выделка подносов имеет далеко преобладающее значение. Если у человека сложилась привычка к обработке металла в какой бы ни было форме, то ему не трудно будет перейти к изготовлению и других из этого металла изделий. Так в среду подносчиков стала в последнее время проникать выделка разных других металлических вещей, как-то: церковных свечей, кокард для солдатских фуражек, досок для часов и т.д., эти новые предметы вводили московские торговцы. Нуждаясь в тех или других мастерах, и не имея их под руками, торговцы давали подносчикам заказы на разные другие изделия. То есть мастера, находя цену выгодной, принимали заказы и, получив навык в новом деле, часто оставляли прежнее ремесло и принимались за новое. Ростки, бросаемые в здешнюю промышленную почву Московскими торговцами, пускали корни, и производство расширялось, один род разветвлялся на многие разновидности.