menu

Рязанская вышивка

На Рязанской земле как только в старину не вышивали: близ Рязани и возле Михайлова - цветной перевитью, узорными мережками, белой строчкой украшали праздничную одежду, в Спасске шили тамбурным швом из красных и черных нитей, а в Скопине и поблизости от него - белой строчкой выводили геометрический орнамент.   

В конце 19 века занятие вышивкой стало промыслом, а в 1928 году в Рязани была организована артель. Объединение "Рязанские узоры" восстанавливает и развивает традиции народного искусства. Вышивка по-прежнему многоцветна, разнообразна. В ней больше всего теплого оттенка красного цвета, в него вкраплены синий, желтый и зеленый - все оттенки теплого рязанского лета, все многоцветье заливных лугов, цвета рябины и василька, ржаного поля и неба над ним. В одном изделии художницы и мастерицы соединяют старинные традиционные техники вышивки: строчку и цветную перевить, счетную гладь, роспись, косички, мережки, вышивку крестом.

Орнаментальные геометрические мотивы служили прежде всего декоративным элементом костюма, хотя издавна не менее важна была и функция орнамента как оберега от злых сил.

В самой Рязани плели многопарное кружево с геометрическим или растительным орнаментом, основой которого служила растительная ветка или розетка («рязанский травный манер»). Необычно «сканое» кружево села Ижеславль Михайловского уезда, где с помощью толстой нити (скани) кружевницы добивались рельефного и выразительного узора. Наиболее знаменито все же михайловское численное кружево, бытовавшее в Михайлове и близлежащих селах и деревнях. Численная техника, когда мастерица не использует заранее подготовленный рисунок орнамента (сколок), а выплетает узор по счету нитей, является одним из самых древних способов создания кружева. Издавна численная техника существовала во многих регионах России, но впоследствии постепенно забылась. К середине ХIХ века лишь в Михайлове местные мастерицы еще плели плотное цветное кружево традиционным счетным способом. Это были преимущественно мерные кружева, которые использовали для украшения женского и даже мужского костюма. Кружево-прошву вшивали в полотнище фартука, подола рубахи, а кружево-край служило для общивки самого края одежды. Как правило использовалось сочетание красных и белых нитей, что соответствовало основной цветовой гамме народного костюма рязанского региона.