menu

Мстера

Мстера - один из уникальных центров национальной культуры на древней земле Владимира и Суздаля. Первое упоминание в писцовых книгах о Богоявленском погосте на реке Мстере относится к 1628 году. Это старинная родовая вотчина князей Ромодановских, впоследствии приближенных ко дворцу царя Петра Алексеевича. Слободу окружали малоплодородные земли, а водный путь через Клязьму, Оку и Волгу соединял ее со всеми поволжскими городами. Это способствовало развитию ремесел, одним из главных была иконопись.

Возникнув в XVII веке в Богоявленском мужском монастыре, иконопись в середине XVII века широко распространилась на всю слободу, став основным занятием мужского населения. Иконописные мастерские постепенно выросли из небольших семейных в довольно крупные с числом наемных иконописцев до 30 человек. Наиболее крупными, известными были мастерские С.А. Суслова, И.П. Догадина, В.И. Шитова. Мстерские иконописцы успешно работали в Москве, имея собственные мастерские, являясь поставщиками императорского двора. Это мастерская В.П. Гурьянова (Сухаревская площадь, Дом Карпович), мастерская братьев Г.Н. и М.Н. Чириковых (Таганка, Б.Покровский пер., 22).

Иконописный стиль Богоявленской слободы XVII века во многом определяется культурными запросами старообрядчества, которое находилось в явной и скрытой оппозиции к официальной церкви. Староорядцы считали образцовой живописью иконопись древнего Новгорода, Москвы XVI века, северные «поморские письма». Этот стиль проявляется в сдержанном колорите, умеренном пользовании сусального золота, сильном, строгом рисунке, плоскостности, орнаментальности.

К началу XIX складываются прочные торговые связи Богоявленской слободы с отдаленными уголками России и Балканскими странами. Бродячие торговцы иконами – офени ходили в Румынию, Сербию, Болгарию, на Урал и в Сибирь.
Налаживая экономические взаимоотношения, они попутно укрепляли и духовные связи иконописцев, обогащали их знанием традиций, обычаев, образа жизни различных народов, пониманием их национальных особенностей.

Иконописный промысел в середине XIX века в слободе Мстера достиг своего наивысшего расцвета. В этот период иконописцы работали не только в самой Мстере, они приглашались для росписи церквей, на реставрационную работу в Москву, Санкт-Петербург, Новгород. Среди мастеров иконописно-реставрационного промысла наблюдалась определенная специализация. Во Мстере процветали реставрационные мастерские, где писались «подстаринные» иконы в строгановском, корсунском, московском и другом пошибах.

Мстерским иконописцам-реставраторам принадлежит огромная заслуга в возвращении к жизни таких шедевров древнерусской живопись как «Троица» А. Рублева (1425-1427 г.г.) Гурьяновым В.П. в 1904-1905 г., «Богоматерь Умиление Владимирская» (XII в.) Г.И. Чириковым в 1918 г., «Богоматерь Донская» (конец XVI в.) в мастерской Чириковых в 1914 г., «Чудо Георгия» (XV в.) И.А. Барановым в 1911 г. О широкой известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных сораний. В начале XX века иконописный промысел резко пошел на спад, вызванный развитием механизированных способов производства печатных икон. В послереволюционные годы начался напряженный поиск путей применения многовековых традиций, передаваемых мстерянами из поколения в поколение.

В 1928 году А.Н.Клыков, Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.И. Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи» и предприняли попытку перенести свое искусство на украшение деревянных предметов: солонок, тарелок, матрешек. К 1930 годам была освоена технология папье-маше, из которого изготовляли шкатулки, ларцы, бисерницы. Изделия стали оформлять миниатюрной живописью. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи темперными красками, приготовленными по древнему способу на яично-желтковой эмульсии. Сохранились принципы иконописного письма, однако сюжеты брались из повседневной жизни. В Мстерской миниатюре большую роль играет пейзаж – цветущая земля, деревья имеют несколько условную форму и расположены на цветном живописном фоне.На I Всероссийской кустарно-промышленной выставке (1923) и на Всемирной выставке в Милане (1935) художники Мстеры сделали серьезную заявку на высокое искусство, а после Всемирных выставок в Париже (1937), Нью-Йорке (1939) были удостоены дипломов золотых и серебряных медалей и стали широко известными. В 1932 году Артель древнерусской живописи была преобразована в фабрику «Пролетарское искусство». Много и плодотворно работают старейшие художники- основоположники Мстерской живописи – Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, Е.В. Юрин, И.А. Фомичев, художники среднего поколения - Шишаков Н.И., В.И. Корсаков, А.Г. Дмитриев, Н.А. Любомудрова, Л.А. Фомичев. Появляются новые сюжеты и образцы по мотивам крестьянской жизни, народного эпоса, современных и старинных песен, сказок, былин. В 1970-80 годы работаю мастера нового поколения – В.Ф. Некосов, Ю.М. Ваванов, Л.Г. Зуйков, П.И. Сосин, В.К. Мошкович, В.Л. Тихомиров, А.М. Догадин и другие.

20 мая 1998 года на базе фабрики «Пролетарское искусство» организован Производственный кооператив «Центр традиционной Мстерской миниатюры», устояло творческое ядро коллектива живописцев, которые сохраняют традиционную узорность, мягкий колорит, построенный на живописных нюансах. Центр на сегодня является единственным предприятием в поселке, где сохранена уникальная технология производства папье-маше. Продукция Центра относится к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Основной перечень образцов изделий Центра традиционной Мстерской миниатюры зарегистрирован в Министерстве промышленности, науки и технологии Российской Федерации 18 декабря 2001 года. Искусство лаковой живописи Мстеры входит в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Владимирской области (Постановление главы Администрации Владимирской области от 30.03.2001 г.)