menu

Беломорские узоры

Корабельное да плотницкое Русское Беломорье дало миру Михайлу Ломоносова, смелых мореходов поморских, петровских корабелов, пинежских сказительниц. А еще немерено мастеров и мастериц золотом шить, по кости и бересте кружева вырезать, из липового луба выгибать короба, коробьи, коробейки. А еще, как рассказывает архангельский писатель Борис Шергин, все сделанное из дерева они "подписывали расхожими сужектами - вазоны, травы, цветки, и под той олифой живопись как под стеклом. Но и краска должна вмереть в дерево, в левкас. Тут уж письмо вековое. Правнуки подивятся."

Правнуки создали в 1968 году в Архангельске объединение "Беломорские узоры". Современные мастера не только сохранили для нас старые традиции, они используют их для дальнейшего развития народных ремесел Русского Севера. Короба изготавливаются по той же технологии - сгибая по кругу распаренный липовый луб, а затем вставляя в него выструганное из елового дерева дно, которое высохшие стенки будут крепко держать. В семнадцатом веке такие короба считались надежным вместилищем для любого имущества - от кафтанов и шуб, холстов и посуды до драгоценностей и денег. На них был такой спрос, что в Москве в 17 веке существовал целый торговый "коробейный ряд".

Современные архангельские живописцы различают роспись борецкую, по названию города Борка на Северной Двине. В ней преобладают приглушенные зеленый и алый с добавлением золота. Мезенская - по названию притока Северной Двины, на котором стоит древнее село Палащелье - там по светлому фону вереницами скачут красно-черные тонконогие кони и олени, мчатся по волнам легкие суда. Как считали в народе "в чертеже и раскраске каждая деревня соблюдает свою добродетель. Нам свое лицо терять не надобно. У каждой ягоды свой скус."

Как работали старые мастера - в "Беломорских узорах" знают не только по описаниям очевидцев - "Выточил большое деревянное блюдо, какие шли для свадеб, и покрыл левкасом, мелом на рыбьем клею. Как просохло, вылощил рыбьим зубом. Стал левкас как яичная скорлупа бел да гладок. По левкасу чертил тонким угольком, обводил рисунок чернильцем. В перо от крыльев журавля вдевал щепотку волоса от беличьих хвостов - готовил кисть. Потом стирал краску с яичным желтком. Краску соберет в деревянную ложку. Много ложек под левой рукой на лавке лежит. По надобью то одну, то другую ложку возьмешь, из нее краску берет и пишет на блюде. По морю золоченые кораблики. Сверху как бы розовый веночек из цветов - утренние зори".