Унцукульская художественная фабрика
В аварском селении Унцукуль вам расскажут старики о том, что когда-то на резных деревянных дверях мечети висело деревянное же кольцо с насечкой из металла. И о замечательных мастерах Гусейне и Мартале. Это их именами называют теперь придуманные и выполненные ими в незапамятные времена узоры унцукульской насечки. Известен также мастер Алигаджиместа, живший сто пятьдесят-двести лет назад. Позднее мастера стали украшать насечкой паломнические и родовые трости, трубки и табакерки. Из старых мастеров известен был Магомед Юсупов, который успешно торговал унцукульской насечкой в Англии, Франции, Турции и Америке.
Секреты унцукульской насечки, ее уникальную технологию, умение разместить орнамент с математической точностью мастера хранят в их первозданности обогащая талантливыми находками, получающими свои новые имена. Каждый узор - это поэтический образ, сжатый до знака и воплощенный в металле. "Капли", "птичий след", "аят", "глаз", - украшают точеные из абрикоса и кизила веши, тонированные темным лаком, подчеркивающим блеск металла - мельхиора, меди и серебра. Маленьким молоточком забивает мастер тонкую плющеную проволоку в твердую вязкую древесину, с каждым ударом медленно удлиняя блестящий извилистый след узора.
Современные унцукульские мастера насечки обогатили мир горного селения вещами, которые своей красотой превращают обычное действо в торжество - мерками для муки, солонками, ступками, кубками и шкатулками, подставками для книг и подсвечниками.